Антикризисные меры правительств Украины и России наименее результативны, наиболее успешны в борьбе с кризисом — Великобритания и Германия. К такому выводу пришли эксперты аудиторской компании ФБК, рассчитавшие индекс антикризисной эффективности для восьми стран, сообщает РБК.
Выводы ФБК косвенно подтверждает исследование эффективности фискальных мер правительств разных стран, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): эффективность этих мер в России нулевая, а по некоторым показателям — отрицательная. При этом серьезные меры нефискального характера в России еще не заработали, отмечают специалисты.
При этом, эксперты и сами не могут дать внятного ответа, что следует предпринять в борьбе с кризисом. Уже с прошлого года на антикризисные меры тратятся огромные ресурсы: стоимость плана в 2009 году составляет около 3 трлн руб. Чтобы сравнить результативность мер в разных странах, ФБК разработала модель интегрального Индекса антикризисной эффективности. Он, в частности, учитывает показатели ВВП, инвестиции в основной капитал, золотовалютные резервы, промпроизводство, объем производства в сельском хозяйстве, оборот розничной торговли, инфляцию, уровень безработицы. Сравнительный анализ охватывает восемь государств, статистика по которым предоставляется наиболее оперативно: Россия, США, Франция, Канада, Германия, Великобритания, Украина, Казахстан.
Значения индекса рассчитаны с июля 2008-го по январь 2009 года. Так как кризис пришел на постсоветское пространство с опозданием, до октября Россия, Украина и Казахстан получали наибольшие значения индекса. «Страны по-разному входили в кризис, но в острую фазу в октябре вошли одновременно», — комментирует партнер ФБК Игорь Николаев.
В октябре индекс для России оказался самым низким (-0,443), чуть лучше показатель был на Украине (- 0,345). С тех пор Россия и Украина прочно обосновались на дне индекса. В январе индекс для России был — 0,6, еще меньше у Украины — —1,083. Замыкал тройку «неэффективных» Казахстан с индексом —0,059.
Степень различия индексов соответствует степени различия успехов в борьбе с кризисом, говорят авторы. «Выходит, что у России и Украины по сравнению с Казахстаном дела были не просто хуже, а значительно хуже», — поясняет Игорь Николаев.
Из развитых стран своими успехами выделяется Германия: в июле—августе 2008 года она была третья снизу в списке исследуемых стран, после чего стала подниматься — эффективность антикризисных мер правительства ФРГ стабильно растет. Это относится и к Великобритании: с последнего места в августе—сентябре она в январе поднялась на первое. «Остальные страны, включая США, выразительной динамики роста по индексу за данный период не показали», — сказал Николаев.
До ФБК попытки комплексно оценить эффективность антикризисных мер правительств не предпринимались. Подход ФБК к измерению данного показателя замглавы Росстата Игорь Ульянов считает эффективным. Однако вычисленные индексы, по словам эксперта, неустойчивы: «Каждый месяц эти показатели придется пересчитывать».
Сложно не только их измерить, но и правильно поставить задачу, комментирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Например, в случае надежды на восстановление комфортных цен на энергоносители антикризисные меры могут быть нацелены на пережидание неблагоприятного периода. Если же правительство уверено, что цены упали навсегда, то эффективность мер должна заключаться в скорейшей адаптации к новым условиям. По мнению Гурвича, для оценки антикризисной эффективности важно было бы сопоставить результативность мер с их стоимостью.
Оценить эффективность фискальных мер правительств ранее уже пыталась ОСЭР. В марте эксперты организации проанализировали влияние фискальных мер на рост ВВП. В развитых странах их средняя эффективность оказалась близка к 1, то есть на один вложенный рубль они дают на рубль рост ВВП. В странах с развивающимися экономиками показатель в 2 раза ниже. Нулевым результатом выделяется Россия: на вложенный рубль мы не получаем ничего, а по некоторым мерам зафиксированы даже отрицательные результаты. «Выделением денег нельзя ограничиваться, нужны глубокие структурные реформы и повышение эффективности трат, — говорит Александра Суслина из ЭЭГ. — При пессимистичном сценарии деньги будут потрачены впустую, при оптимистичном результаты принесет часть из затрат. Учитывая, что и до кризиса эффективность госрасходов была очень низкой, надеяться на то, что все меры приведут к желаемым результатам, необоснованно».
При этом, как сообщалось, Россия и Украина ищут вместе выход из кризиса. В ходе конференции «Общие интересы Украины и России в расширении сотрудничества. Стратегии выхода из кризиса» лидер Партии Регионов (ПР) Виктор Янукович высказал уверенность, что в условиях финансово-экономического кризиса необходима экономическая интеграция Украины с Россией. Он подчеркнул, что недооценка нынешним правительством кризисных явлений в мире и «слепое следование» советам международных структур поставило Украину на грань банкротства. По мнению Януковича, в условиях кризиса Украине необходима взвешенная государственная политика при условии стратегического планирования.
Лидер ПР подчеркнул, что именно в условиях мирового финансового кризиса Украине и России необходимо менять формат взаимоотношений. «Именно сейчас возможно и необходимо изменить заданный нами формат развития и взаимоотношений. Кризисное состояние мировой экономики пошатнуло однополярный мир, показало всем угрозы от навязанной нам модели глобализации», — сказал он.