Правительство совместно с Банком России определили опорный банк для расчетов по государственному оборонному заказу (ГОЗ) и крупным госконтрактам — им станет Промсвязьбанк, в настоящее время санируемый через Фонд консолидации банковского сектора. Руководителем банка планируется назначить Петра Фрадкова, который в настоящее время занимает пост гендиректора Российского экспортного центра (РЭЦ), сообщил министр финансов Антон Силуанов.
Новая специализация банка, по информации ЦБ, будет совмещена с обычными операциями. Однако, по мнению экспертов, если структура и масштабы банка позволят ему успешно работать в новом сегменте, то судьба его рыночного бизнеса — корпоративного и розничного — под вопросом в условиях санкционного давления.
Промсвязьбанк с 15 декабря 2017 года находится на санации через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС), подконтрольный ЦБ. Кредитная организация входит в топ-9 по объему активов и является системно значимым банком.
По данным ЦБ, одной из основных проблем банка стало то, что со временем он начал финансировать значительную часть кредитов собственников. После назначения Промсвязьбанка опорным для обслуживания ГОЗ, кредитная организация будет докапитализирована и передана в государственную собственность. Планируется, что это произойдет в течение первого квартала 2018 года.
«Масштабы деятельности банка позволяют ему обслуживать широкий круг предприятий данного сектора. Промсвязьбанк специализируется на обслуживании и кредитовании предприятий реального сектора, в том числе обрабатывающей промышленности и машиностроения, одновременно банк имеет возможность предлагать предприятиям зарплатные проекты и полный спектр кредитования для физических лиц, имеет широкую филиальную сеть и представительства за рубежом (в Индии и Китае), то есть характер его деятельности отвечает целям и задачам осуществления соответствующего банковского обслуживания и сопровождения в рамках закона о государственном оборонном заказе», — отметили в пресс-службе ЦБ.
Неожиданный выбор
Выбор Промсвязьбанка в качестве оборонного банка стал сюрпризом для рынка. До этого в СМИ возможными претендентами на обслуживание оборонного комплекса назывались подконтрольные Внешэкономбанку «Глобэкс» и Связьбанк, а также Новикомбанк, подконтрольный госкорпорации «Ростех».
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил, что решение о выборе Промсвязьбанка опорным для ГОЗ принимал не Кремль, это прерогатива правительства РФ.
По словам старшего директора рейтингового агентства АКРА Кирилла Лукашука, вероятно, ключевой причиной такого выбора стала широкая региональная сеть Промсвязьбанка. «Это единственный явный, объективный фактор, который говорит в пользу Промсвязьбанка. А по остальным моментам решение спорное — нельзя сказать, что банк обладает какой-то уникальной компетенцией для работы в оборонном секторе», — говорит аналитик. Также решение могло быть принято с учетом стоимости всех банков-кандидатов для государства, отмечает он.
Как пояснял газете «Коммерсантъ» источник в финансово-экономическом блоке правительства, сначала ЦБ закроет «дыру» в Промсвязьбанке, затем определит, какой капитал необходим банку для осуществления новых целей, после чего состоится юридическая передача кредитной организации Казначейству.
«Если банк продают за стоимость одного капитала, то фактически государство должно будет возместить ЦБ сумму докапитализации Промсвязьбанка, которую произведет Фонд консолидации банковского сектора за счет средств ЦБ. Это базовый сценарий, фактически цифра может быть другой», — говорит Лукашук.
Классический банкинг под вопросом
В ЦБ заверили, что «банковское сопровождение государственного оборонного заказа будет осуществляться одновременно с обычными операциями Промсвязьбанка», но эксперты считают, что банку может быть непросто совмещать деятельность.
«В банке много рыночного бизнеса — корпоративного и розничного. И в условиях санкционного давления, под которым банк явно окажется, судьба этого бизнеса непонятна. Работа с розницей, малым и средним бизнесом — очень технологичный сегмент, и там очень конкурентный рынок. Учитывая стратегическую направленность банка, будет ли это в фокусе у руководства, будет ли оно мотивировано сохранять эту историю — вопрос, — говорит Лукашук. — Можно предположить, что розничный сегмент будет трансформирован в предоставление розничных продуктов сотрудникам оборонных предприятий. Но сказать, что это будет рыночный бизнес, нельзя».
Младший вице-президент рейтингового агентства Moody’s Леф Дорф также считает, что банку определенно придется поменять свой бизнес-профиль и клиентскую базу, и сфокусироваться на тех услугах и операциях, которые соответствуют новым целям. «Для действующих клиентов важно будет, останутся ли у банка те услуги и то качество сервиса, которое им необходимо. Если нет, то они просто выберут другой банк», — поясняет он.
По мнению аналитика Fitch Александра Данилова, будущий фокус Промсвязьбанка может негативно повлиять на его предыдущие компетенции, а в свете смены менеджмента и возможных санкций (например, ограничений по валютным операциям) это может привести к оттоку существующих клиентов.
Новый руководитель
Фрадков, который должен возглавить Промсвязьбанк, сообщил ТАСС, что согласился занять эту должность и уже активно участвует в работе по переходу банка в новый статус.
«Действительно, я получил предложение возглавить Промсвязьбанк и ответил согласием. Уже принимаю участие в активной работе, проводимой правительством РФ и Центральным банком по подготовке нормативной базы для передачи в установленные сроки средств государственного оборонного заказа в Промсвязьбанк и создания условий для финансово-кредитной поддержки банком предприятий ОПК [оборонно-промышленного комплекса]», — сказал Фрадков.
Он также отметил, что банк обладает развитой региональной сетью и хорошим опытом работы с промышленностью, в том числе с предприятиями ОПК.
«Важно, что при ориентации на гособоронзаказ банк продолжит активно работать в традиционных для него корпоративном и розничном сегментах. Банк обладает большим опытом работы с компаниями МСП [малые и средние предприятия] и серьезным кредитным портфелем. Таким образом, есть уверенность, что Промсвязьбанк справится с возлагаемыми на него задачами», — подчеркнул Фрадков.
В свою очередь глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев назвал Фрадкова крайне успешным руководителем, который поможет Промсвязьбанку эффективно обслуживать гособоронзаказ и удерживать лидерство в корпоративном и розничном банковском бизнесе.
«Управленческий опыт Фрадкова во Внешэкономбанке и репутация банкира-профессионала помогут ему сделать новую структуру успешным, мощным, универсальным банком, который сможет не только эффективно обслуживать гособоронзаказ и государственные контракты, но и будет одним из лидеров корпоративного и розничного банковского бизнеса. Он эффективно выстроил работу «ЭКСАР» (российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций — прим. ТАСС) и Российского экспортного центра, которые обеспечили значимое увеличение объемов российского несырьевого экспорта», — отметил Дмитриев.
РФПИ до лета 2016 года входил в группу Внешэкономбанка, структурой которого в настоящее время является и РЭЦ.
Возможные сценарии
Директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов считает, что Промсвязьбанк в дальнейшем может быть объединен с Новикомбанком. «Сейчас значительный объем операций с ОПК приходится на Новикомбанк, поэтому не исключаю в дальнейшем объединение Промсвязьбанка и Новикомбанка. Результатом создания из Промсвязьбанка банка для оборонки станет то, что он с высокой вероятностью также попадет в санкционный список, что приведет к сокращению с ним операций других банков и клиентов, имеющих бизнес на Западе», — отметил Коршунов.
Эксперт также отметил, что размер Промсвязьбанка позволит забрать у других кредитных организаций значительный объем операций по гособоронзаказу, «что выгодно другим банкам, так как риски попадания в санкционные списки сильно возросли». «Не секрет, что крупные банки стараются дистанцироваться от санкций, например, Альфа-банк. Поэтому в ближайшее время, думаю, банк начнет активно наращивать объем кредитования клиентов из оборонного комплекса», — резюмировал Коршунов.