Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет во вторник совещание о перспективах развития транспортного машиностроения на площадке Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), сообщает пресс-служба правительства РФ.
В совещании примут участие вице-премьер Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр транспорта Максим Соколов, губернатор Тверской области Андрей Шевелев и руководители профильных предприятий. Председатель правительства также осмотрит цеха и сборочные производства ТВЗ.
По итогам 2015 года рынок железнодорожного подвижного состава превысил 174 млрд рублей: произведено свыше 29,9 тыс. грузовых вагонов, 167 секций магистральных тепловозов, 170 промышленных и маневровых тепловозов, 412 магистральных пассажирских вагонов. Импорт грузовых вагонов за 2015 год по отношению к 2014 году уменьшился на 79,9% и составил 1,4 млрд рублей, экспорт увеличился в 8 раз и составил 9,7 млрд рублей.
Развитие на основании спецпрограммы
В конце января Медведев подписал распоряжение правительства об утверждении программы поддержки транспортного машиностроения в 2016 г. Программа включает в себя три блока мер: меры по ускоренному списанию вагонов с истекшим сроком службы и обновлению парка грузового подвижного состава, меры по обеспечению безопасности при эксплуатации подвижного состава и меры по поддержке производителей инновационных вагонов.
Многие меры, предусмотренные программой, уже действовали в 2015 г. или вступили в силу с начала 2016 г. В частности, содействовать обновлению парка призван запрет продления срока службы грузовых вагонов, введенный с 1 января 2016 г. Запрет не касается специального железнодорожного подвижного состава, а также цистерн, рефрижераторных вагонов, вагонов-термосов, вагонов- ледников, служебно-технических дизель-электростанций, транспортеров, хопперов-цементовозов. По оценкам Минтранса, запрет продления позволит отставить от эксплуатации в 2016 г. около 125 тыс. грузовых вагонов.
Обновление парка также должно стимулировать предоставление производителями подвижного состава скидок потребителям при условии покупки нового вагона и списания старого. На сегодняшний день субсидии из бюджета на покупку инновационных вагонов (с нагрузкой 25 т на ось и выше) предполагают компенсацию 90% от затрат на выплату процентов по кредиту и выплату 130 тыс. руб. за вагон в случае утилизации старого вагона. Согласно программе, требуемый объем финансирования этой меры может составить до 3 млрд руб. — эти средства будут направлены на компенсацию затрат вагоностроителей при производстве грузовых вагонов.
На субсидии покупателям новых вагонов с целью уменьшения риска роста ставок на услуги операторов подвижного состава предусмотрено до 7 млрд руб.
Кроме того, в первом квартале 2016 г. должна быть разработана программа оптимизации мощностей предприятий транспортного машиностроения и формирования механизмов определения заказа на продукцию транспортного машиностроения. К середине 2016 г. будет проведена оценка возможности переноса высвобождающихся мощностей на пространство Евразийского экономического союза, а также разработаны меры поддержки экспорта услуг транспортного машиностроения.
Также обновлению парка будет способствовать соответствующие тарифные механизмы для владельцев вагонов с улучшенными характеристиками.
Снижение ставки НДС на железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании с 18% до 10% (решение было принято в конце 2015 г.) позволит Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД) направить на закупки вагонов у Тверского вагоностроительного завода до 10 млрд руб. ежегодно, а также сократить субсидирование пассажирских перевозок из бюджета на 5,9 млрд руб. в год.