Главная » Новости » Новак получил согласие Ирана на «заморозку» добычи нефти на уровне 4 млн баррелей в сутки

Новак получил согласие Ирана на «заморозку» добычи нефти на уровне 4 млн баррелей в сутки

Министр энергетики РФ Александр Новак провел переговоры в Иране и сумел получить ответ на главный вопрос, согласна ли республика на «заморозку» добычи нефти: Иран готов присоединиться к этой идее, но не раньше, чем выведет добычу нефти в стране на досанкционный уровень в 4 млн баррелей в сутки. Министр считает, что это разумный подход, а даже устные договоренности стран о стабилизации добычи уже оказывают положительное влияние на рынок.

Двери открыты

Новак сообщил, что Иран находится в особой ситуации, поскольку введенные ранее санкции существенно уменьшили объемы добычи в стране. «Конечно, одинаковый подход был бы не совсем справедливым по отношению к Ирану. Министр Ирана поддерживает координацию действий между странами-экспортерами, в том числе по возможной заморозке. Позиция Ирана в том, чтобы восстановить свои объемы, которые выделены в рамках квоты ОПЕК до введения санкций, и готов потом присоединиться к заморозке добычи к другим странам. Я думаю, что этот подход вполне разумный, и двери для Ирана открыты, учитывая, что Иран в целом поддерживает подходы по общей заморозке», — сказал министр.

Новак подчеркнул, что в настоящее время публичное согласие на стабилизацию добычи нефти высказали страны-экспортеры, добывающие примерно 73-75% нефти. «Я считаю, что Иран может к нам присоединиться со временем, и Иран это также не исключает, в целом поддерживая целесообразность такой координации. Я считаю, что соглашение может работать», — добавил российский министр. Он отметил, что пока не обсуждалось, когда Иран выйдет на объемы добычи в 4 млн баррелей в сутки.

В середине февраля текущего года в столице Катара Дохе министры нефти Саудовской Аравии, Катара, Венесуэлы, входящие в ОПЕК, и министр энергетики России Александр Новак провели переговоры по вопросам улучшения ценовой ситуации на нефтяном рынке. Стороны высказали готовность сохранить в среднем в 2016 году добычу нефти на уровне января текущего года, если другие страны-производители нефти присоединятся к этой инициативе. 17 февраля в Тегеране прошли переговоры министров нефти Ирана, Венесуэлы, Ирака и Катара, которые, в свою очередь, обсудили возможность «замораживания» уровня добычи нефти.

После снятия санкций Иран стремится восстановить свою долю на рынке и ожидает, что страны ОПЕК и другие крупные производители предложат особую программу наращивания добычи и экспорта. На днях министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил, что Иран будет обсуждать с крупнейшими производителями нефти замораживание своей добычи только тогда, когда ее уровень в стране достигнет 4 млн баррелей в день. По его словам, до тех пор, пока страна не достигла такого уровня добычи, другие страны-производители нефти должны оставить Иран в покое.

Иранские чиновники не раз заявляли, что не намерены подвергаться санкциям после того, как вышли из-под них. К апрелю текущего года в планах Исламской Республики было нарастить добычу нефти с 2,8 млн баррелей до 3,6 млн баррелей в сутки по сравнению прошлым годом. Уже к концу марта 2016 года Иран рассчитывал, что экспорт страной нефти достигнет отметки 2 млн баррелей в сутки.

От максимума до обвала: динамика цен на нефть c 2000 года

Договоренности нужно закрепить

Новак рассказал, что встреча стран-производителей нефти может состояться в апреле, дата будет согласована в ближайшие дни, рассматриваются несколько вариантов мест проведения.

«Место встречи обсуждается, и такие консультации ведут страны ОПЕК, в основном Катар, который председательствует в ОПЕК. Доха рассматривается как вариант проведения встречи», — сказал он. Ранее сообщалось, что встреча может состояться 20-25 марта в Москве, также обсуждаются и другие места ее проведения.

Министр отметил, что страны-производители нефти могут подписать соглашение о стабилизации добычи нефти, поскольку отсутствие решения приведет к большей волатильности на рынке. «На мой взгляд, рынок сегодня более сбалансированный по цене, в том числе благодаря четкому пониманию добычи в соответствии с договоренностями между странами. Если не закрепить решение, то появится неопределенность на рынке, и это приведет к большей волатильности. Сейчас, как вариант, рассматривается, что возможно будет подписан некий документ, а возможно, общее заявление стран. С моей точки зрения, должно быть подписано соглашение или меморандум, либо публичное совместное заявление», — сказал Новак. Министр добавил, что на сегодня нет четкого механизма мониторинга соблюдения договоренностей, кроме фактической статистики объема добычи стран, которая публично выставляется.

При этом министр подчеркнул, что динамика цен на нефть в феврале подтверждает, что страны придерживаются своих устных договоренностей о стабилизации добычи нефти. «Февраль закончился, и мы видим динамику февраля к январю, и она подтверждает, что те страны, которые собирались в Дохе, поддерживают свои устные договоренности», — сказал он. Министр отметил, что, хотя цены выросли с $27 до $40, в целом в 2016 году можно ожидать цену на нефть в промежутке от $40 до $50 за баррель. «От падения никто не застрахован. Спекулянты могут по разному разогревать рынок. С учетом падения инвестиций важно понимать ту цену на нефть, при которой активно возвращаются инвестиции в такие сложные проекты, как добыча сланцевой нефти. Исходя из сегодняшних позиций добычи сланцевой нефти, она примерно в районе $50 в среднем. Мы говорим о некоем среднем, потому что там объем добычи большой», — сказал он.

Русские идут

Новак подчеркнул, что основной целью его визита в Иран не было убедить республику в необходимости «заморозки» добычи нефти. «Мы обсуждали вопросы развития нашего сотрудничества в области нефти и газа, поставок оборудования, своповых поставок нефти и газа и целый спектр вопросов, и тот интерес, который есть у наших и иранских компаний», — отметил министр.

По его словам, Иран должен представить условия новых контрактов, чтобы российские компании могли определиться с участием в разработке месторождений нефти и газа в стране. Презентация новых условий для российских компаний может состояться в ближайшее время. «Наши компании готовы рассмотреть вопросы участия в проектах по разведке нефти и газа. В том числе в повышении эффективности действующих месторождений, которые в условиях санкций снизили добычу. Проблема в том, чтобы окончательно принять участие в этих проектах, иранская сторона должна представить условия новых контрактов», — сказал Новак.

Он сообщил, что фактически все крупные российские мейджоры готовы рассмотреть возможность участия в проектах по разведке и добыче нефти и газа в Иране. «Газпром нефть» уже представила предложения по конкретным проектам разработки месторождений нефти в Иране.

Ранее глава «Лукойла» Вагит Алекперов заявлял, что компания несколько разочарована условиями сервисного контракта с Ираном, но рассчитывает, что в него будут при доработке внесены элементы концессии. Российские компании «Роснефть», «Лукойл» и «Зарубежнефть» претендуют на право разрабатывать нефтяное месторождение Шангуле на блоке месторождений Анаран в юго-западном Иране. «Газпром нефть» ранее заявляла, что заинтересована в новых проектах на территории Ирана.

Иранские власти рассчитывают, что международные нефтяные компании будут активно инвестировать в нефтяную отрасль страны после снятия международных санкций, введенных из-за иранской ядерной программы. В ноябре Иран провел международную конференцию по распределению новых контрактов на добычу нефти на 52 месторождениях для представителей мировых нефтегазовых компаний, включая российские «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и «Татнефть». На конференции представители властей Ирана заявили, что инвестиции в производство нефтегазового оборудования и партнерские соглашения с местными компаниями станут ключевыми условиями при распределении контрактов.

При этом Новак сообщил, что Россия и Иран все еще могут реализовать сделку «нефть в обмен на товары», несмотря на снятие санкций. «Ситуация серьезно изменилась после снятия санкций, и Иран вышел на рынки, тем не менее меморандум, который был подписан сроком действия пять лет, продолжает действовать. Если будут обеспечены поставки на те рынки, на которых не был Иран, то в соответствии с этими договоренностями часть этой выручки может быть использована на поставки российских товаров. Поэтому мы будем стараться дальше реализовывать этот меморандум. Иранцы тоже, я думаю, заинтересованы с точки зрения развития торгового оборота», — сказал он.

В октябре 2015 года министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане после переговоров с министром энергетики России в Тегеране заявил, что Иран готов на своповые контракты с Россией по нефти и газу. Речь идет о получении нефти, газа и нефтепродуктов из России на севере Ирана и отправке Ираном эквивалентного объема нефти, газа и нефтепродуктов иранского производства российским контрагентам через порты и терминалы на юге Ирана.

Немного торга

При этом в ходе встречи с сопредседателем российско-иранской межправкомиссии с иранской стороны и министром информационно-коммуникационных технологий Ирана Махмудом Ваези Новак заявил, что Иран тормозит реализацию контрактов с Россией на строительство ТЭС в Бендер-Аббасе и электрификацию железной дороги на участке Гармсар — Инче Бурун, выдвигая новые условия по ценам. «Проекты необходимо финализировать, а не выдвигать новые условия, так как это тормозит их реализацию. А ценообразование соответствует мировому уровню», — подчеркнул российский министр, отвечая на замечание Ваези. В ходе переговоров Ваези высказал мнение, что ранее предложенная по контрактам цена должна быть приведена в соответствие с общемировыми ценами после отмены международных санкций.

Россия ожидает старт финансирования двух пилотных проектов в Иране из средств государственного кредита в $2,2 млрд в 2016 году. Оба соглашения были подписаны в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Иран. По плану проекты будут финансироваться за счет средств государственного экспортного кредита РФ общим объемом до $5 млрд. В феврале в Москве Россия и Иран парафировали документы для открытия кредитной линии на $2,2 млрд под эти два проекта.

Новак заявил, что государственный кредит находится в состоянии «юридического оформления».

Компания «Технопромэкспорт», дочернее предприятие госкорпорации «Ростех», подписала договор с министерством энергетики Ирана о строительстве двух электростанций общей мощностью более 2 тыс. МВт и стоимостью более $3 млрд.

РЖД и «Иранская организация железных дорог» подписали соглашение об электрификации железнодорожного участка Гармсар — Инче Бурун протяженностью 495 км. Стоимость проекта — €1,2 млрд. По предварительным оценкам, его реализация займет около трех лет.

Новак сообщил, что эти два контракта находятся в высокой степени готовности и в ближайшие дни могут выйти на подписание.

Не только нефть

Также Россия изучает вопрос о введении режима свободной торговли с Ираном. Как заявил Новак, 2 февраля совместная исследовательская группа направила первую редакцию доклада на рассмотрение иранской стороны. «Должен отметить, что уровень наших экономических отношений в настоящее время соответствует уровню политических. Мы в целом отмечаем активизацию наших связей с Ираном», — заявил Новак. В числе перспективных направлений российского экспорта в Иран он назвал товары таких отраслей, как металлургия и химическая промышленность.

Кроме того, Иран может поставлять в Россию плодоовощные товары на сумму не менее $1 млрд в год. Новак также призвал иранскую сторону развивать взаимные внешнеторговые поставки агропродукции по Каспийскому морю. Говоря о снижении тарифных нагрузок на иранский сельскохозяйственный импорт в Россию, Новак отметил, что российской стороной были проработаны решения о снижении таможенных ставок на импорт из Ирана фисташек, фиников, изюма и ряда других товаров. Вопрос находится на согласовании соответствующих организаций в России. Касаясь проблем в двусторонней торговле сельскохозяйственной продукцией, министр акцентировал внимание на вопросе экспорта в Иран российской пшеницы. «Нас несколько насторожил запрет на импорт пшеницы в Иран, который вводится с 21 марта. Дело в том, что поставки зерна из России занимают значительную долю нашего товарооборота», — подчеркнул сопредседатель межправкомиссии. По данным агентства ИРНА, в 2014 году Россия поставила Ирану 1,3 млн метрических тонн пшеницы. А по данным российского Минсельхоза, в 2015 году Тегеран закупил всего 6,6 млн т пшеницы, из них 1,3 млн т пришлось на поставки из России (то есть около 20% от общего объема импорта — прим. ред.)

С момента снятия санкций с Ирана в январе 2016 года стороны заявили о взаимных планах расширения торговли, в том числе агропродукцией. Как сообщал Минсельхоз РФ, Россия заинтересована в экспорте в Иран продукции животноводства (мяса говядины, птицы), зерна, подсолнечного масла, белого сахара. Россия, в свою очередь, намерена закупать в этой стране фисташки, финики, виноград. Российские торговые сети заявили, что готовы увеличить присутствие на полках продуктов питания из Ирана, причем в ряде случаев они могут заменить запрещенное из-за введенных Россией санкций турецкое продовольствие.

По данным Минсельхоза, в 2015 году доля экспорта в Иран от общего российского экспорта составила 3,1%, а в абсолютных цифрах экспорт аграрной продукции в республику составил $484,4 млн (по данным ФТС России). Основными товарными позициями в структуре сельскохозяйственного экспорта из России в Иран в 2015 году в стоимостном выражении являлись зерновые культуры, в том числе пшеница и ячмень (91%), а также подсолнечное масло (5,1%).

В свою очередь, импорт из Ирана в общем объеме российского импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия составил в 2015 году 0,7% или $194,3 млн (по данным ФТС России). В основном Россия импортировала из Ирана овощи, фрукты, сухофрукты и орехи.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.