Грандиозными успехами в поимке воров в столичном метро, увы, милиция похвастаться не может. С начала года 56 человек задержано «на горячем», а возбуждено всего 11 уголовных дел. Остальные отделались «легким испугом» или административным наказанием. Столь неутешительные результаты объяснимы: в метро работают пять оперативных сотрудников, а потенциальных жертв больше двух миллионов ежедневно.
Не последнюю роль сыграло и поднятие правительством планки, по которой ворам разрешили безнаказанно воровать на сумму до 900 гривен. Если столько не набегает, уголовная ответственность не наступает.
— В час пик в метро карманника задержать нереально, — утверждает начальник линейного управления милиции в метрополитене Вадим Маринкевич. — Они работают «на уровне тазобедренных суставов». А когда люди стоят плотно прижавшись друг к другу, заметить, как действует карманник, невозможно. Оперативникам сложно задержать вора, даже если они окажутся с ним в одном вагоне. Даже если будут знать в лицо, его можно взять только во время кражи. Но в час пик у нас такое столпотворение, что даже дойти до вора в вагоне, если он стоит у других дверей, невозможно. Помните ситуацию с Жегловым в трамвае? Когда они пробирались к «Кирпичу», а он уже «сбросил» кошелек?! Вот зачастую так и бывает. Плюс отношение граждан стало другое. Они охраняют только свое. Не оказывают помощь милиции. Зря люди боятся того, что воры могут пырнуть ножом. Карманники этим не занимаются. Это высшая воровская каста. У них свои адвокаты, свой «общак» — они единственные, кто поддерживает друг друга, проводят, так сказать, обмен опытом. «Гастролируют» по странам СНГ, но работают исключительно в метрополитенах.
Не каждому Жеглову карманник по зубам
Так отреагировало Управление милиции столичного метрополитена на заметку «ВВ» «Воры в метро» опубликованную в №112 от 19 июня. Речь шла о том, как киевлянина, попытавшегося помешать карманникам, воры ударили в челюсть. Пострадавший обратился к милиционеру в метро с просьбой задержать преступников, но тот не предпринял действий, а потерпевший сделал вывод, что милиция покрывает преступников. Правоохранители в свою очередь сознаются, что проигрывают в борьбе с карманниками по ряду причин.
Грандиозными успехами по поимке воров в подземке, увы, милиционеры линейного управления похвастаться не могут. С начала года 56 человек задержано «на горячем», а возбуждено всего 11 уголовных дел. Остальные отделались «легким испугом» или административным наказанием. Столь неутешительные результаты объяснимы — в метро работают пять оперативных сотрудников, а потенциальных жертв больше двух миллионов ежедневно. К тому же не последнюю роль сыграло и поднятие правительством планки, по которой ворам разрешили безнаказанно воровать на сумму до 900 грн. Если столько не набегает, уголовная ответственность не наступает.
— Мы воров неоднократно задерживаем, проводим работу, составляем админпротоколы, — объясняет Вадим Маринкевич. — Но количество этих протоколов не играет никакой роли. Можно сегодня заплатить штраф, а завтра опять попасться, и уголовное дело возбуждено не будет. Эту статью изъяли из кодекса. А административное наказание — штраф в 51 гривню. Хотя однажды был случай, задержали 31-летнюю киевлянку четырежды судимую, трижды за кражи, между станциями «Вокзальная» и «Политехнический институт» с мобильным на руках. При обыске обнаружили еще два. Ее спрашивают: «Чьи телефоны?». Она, глядя в глаза: «Мои!». Сотрудники позвонили по ним и быстро установили, что телефоны краденные. Владельцы телефонов написали заявления и суммы украденного, в совокупности было достаточно для возбуждения уголовного дела. К сожалению, не всегда украденная вещь может потянуть на статью.
На учете в милиции метрополитена состоит около 45-ти карманных воров. Возраст — от 30-ти до 68 лет. Большинство неоднократно судимые, с большим воровским опытом.
«Щипачи» уже не режут сумки
Уже лет семь не режут сумки и карманы. Потому что за порчу имущества можно привлечь к уголовной ответственности. Аккуратно вынимают мобилки и кошельки. Пока состав прибывает к следующей станции, воры успевают забрать оттуда все деньги. И как только дверь открывается, сбрасывают похищенное между вагоном и платформой. Или же бросают на пол, а когда дверь откроется, ногой сталкивают в этот промежуток. Им очень помогают напарники, они и ходят то по два-три человека. Некоторым не обязательно входить в вагон, они умудряются обчистить пассажиров при посадке. Есть и такие, которые «работаю» в переходах между станциями, в час пик народ еле движется.
— С каждым годом задерживать воров с поличным непросто, встречаются среди них настоящие «артисты», — рассказывает Вадим Маринкевич. — Как-то оперативники попытались взять одного с поличным, так он поднял крик, дескать, помогите, люди добрые, на меня хулиганы напали, побить хотят. И что вы думаете, народ, не разобравшись, бросился отбивать вора от милиционеров. А он в это время успел сбросить кошелек. Да, безусловно, оперативники не ходят в милицейской форме, они вообще не должны выделяться из массы. Работа требует быть и небритым, и ходить в невзрачной одежде, не чищеных туфлях, не привлекая внимания.
Карманники в метрополитене чувствуют себя как рыба в воде. Они знают все возможные пути отступления, где можно спрятаться. У этих ребят есть и свой план работы на день — минимум 100 долларов на человека. 20 долларов идет в «общак», а остальное уходит на веселую и беззаботную жизнь — сходить в ресторан, казино. Условно карманников, промышляющих в столичном метро, можно разбить по географическим группам: луганское направление, донецкое, винницкое. Отдельная — кавказский регион.
Во многом, по мнению правоохранителей, ситуацию с карманными кражами в подземке помогло бы исправить видеонаблюдение. Но с установкой камер слежение вопрос так и не продвинулся. На протяжении трех лет милиция забрасывает письмами управление метрополитена, Киевскую горадминистрацию с просьбой выделить деньги на оснащение станций камерами.
— В Москве уже дошли до того, что у них с нынешнего года в каждом вагоне стоит по пять камер видеонаблюдения, — объясняет Вадим Маринкевич. — А у нас эту просьбу отклонили в связи с недостаточным финансированием. На четырех станциях у нас по два милиционера, а на остальных — по одному. Вот такими силами и приходится ловить воров, а ведь кроме них хлопот хватает.
Справка
Охрана киевского метрополитена обслуживает 46 станций. Личного состава — 600 человек, оперативных сотрудников — 5. В Москве — 187 станций, которые обслуживают 6000 сотрудников милиции. Работников уголовного розыска — 280 человек. Пассажиропоток в этом году в Киеве увеличился. Если в прошлом году — более 1 млн человек, то в этом — 2 млн пассажиров в сутки. На два миллиона человек приходится пять оперативников.
Полезные советы
В час пик надо очень внимательно относиться к личным вещам. С тех пор как появилась мобильная связь под землей, участились случаи краж мобильных телефонов. Воры еще до посадки в вагон присматриваются к разговаривающим по телефону людям, оценивают стоимость и наблюдают, куда после разговора прячут трубку. Залезть в любой карман для них не составляет труда. Желательно мобильный прятать в сумку, барсетку, портфель и держать их в руках. Увы, женщины сами нередко провоцируют воров, не закрывают сумки и носят их на плече. А этого делать нельзя. Ничего из ценных вещей не стоит оставлять в легкодоступных местах.