Банк России выразил недовольство качеством работы по оздоровлению финансового состояния проблемных банков и предложил изменить схему санации, предоставив банкам-санаторам возможность входить в капитал санируемых кредитных организаций, заявили представители регулятора.
Механизм санации или предупреждения банкротства является альтернативой отзыву лицензии. Он используется в случаях, когда есть надежда на спасение проблемного банка. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) может осуществить санацию само, либо выбрать банк-санатор или инвестора, который заинтересован в активах санируемой организации.
«Нам не нравится снижение качества (работы) санатора. У санатора должны быть соответствующие ресурсы, не должно быть той ситуации, когда за счет санации он хочет поправить свое положение», — сказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на съезде Ассоциации российских банков. Она пообещала, что в дальнейшем регулятор будет строже подходить к отбору санаторов.
Самыми крупными случаями санации стали финансовое оздоровление Банка Москвы, которое осуществляет ВТБ, и банка «Уралсиб», которое осуществляет бизнесмен Владимир Коган. Всего АСВ потратило на санацию проблемных банков более 1 трлн руб.
Самой проблемной стала санация банка «Траст», портфель вкладов населения в котором достигал почти 140 млрд руб. Банк России утвердил в 2014 году финансовую корпорацию «Открытие» инвестором «Траста», оценив всю процедуру санации в 127 млрд руб. Представители «Открытия» утверждают, что санация «Траста» стала для них «тяжелейшим испытанием».
Средства в капитал
Регулятора беспокоит ситуация, при которой банки-санаторы предпочитают кредитовать проблемные банки, а не входить в капитал, а также попытки банков-санаторов поправить свое собственное положение за счет процедуры санации. Глава ЦБ считает, что санаторы должны иметь дополнительные ресурсы, а также опыт эффективного менеджмента.
«Нам не очень нравится предоставление средств в кредит, мы думаем о том, чтобы предоставлять средства в капитал. Потому что в банковской системе вопрос не недостатка кредитов, а недостатка капитала. И мы будем подходить к санациям более жестко», — отметила Набиуллина.
Под руководством Набиуллиной Банк России проводит масштабную работу по оздоровлению российского банковского сектора. В ходе этой работы сотни банков лишились лицензий. Только в 2015 году 93 банка утратили лицензию, под процедуру санации попали 15 банков.
Банк России отмечает, что санаторы не должны использовать процедуру санации для перевода собственных плохих активов в санируемые банки. Однако, по словам его представителей, примеров неудачных санаций пока нет.
«Нет, примеров неудачных санаций нет, но есть озабоченность и обеспокоенность», — пояснил первый заместитель председателя ЦБ Алексей Симановский.
По мнению участников рынка, новое требование регулятора не должно повлиять на интерес инвесторов к участию в санации, однако можно ожидать, что санаторы станут более внимательны к качеству активов санируемых банков.
«Учитывая, что банки участвуют в санации кредитных организаций, и часто проявляют активность в этом, это говорит о том, что в большинстве случаев это интересно. Хотя были ситуации, когда из-за качества активов отказывались от санации, поскольку понимали, что это неподъемное и неинтересное дело», — заявил ТАСС депутат Государственной думы и глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Публиковать информацию о надзорных мерах целесообразно
ЦБ считает целесообразным идти по пути транспарентности и публиковать информацию для общественности или для кредиторов банков о мерах надзорного реагирования в отношении кредитных организаций. Такое мнение высказал в интервью на телеканале «Россия 24» Алексей Симановский.
По его словам, в намерении ЦБ сделать часть информации о мерах надзорного реагирования банков публичной есть две основных причины: первая заключается в том, что общество, в том числе в лице кредиторов банков, активно требует этого, вторая, — что это мировая тенденция.
«Общество не может мириться с тем, что информация о состоянии дел в банках является в значительной степени закрытой», — сказал Симановский, отметив, что не вся информация полностью закрыта, и у кредиторов есть хорошая возможность получать дополнительную информацию от банков.
«Более того, это может быть и надзорная информация. Если банк дает согласие на раскрытие этой информации, то ЦБ готов эту информацию предоставлять кредиторам, в отношении которых банк дал такое согласие. И это не будет нарушением закона», — пояснил Симановский.
По его словам, желание общественности знать, как выглядят банки с точки зрения регулятора, понятно. «Наш мир идет к большей транспарентности. Эти тенденции коснулись и такой закрытой до настоящего момента сферы, как банковская деятельность и как взаимоотношение регулятора и банков», — отметил руководитель ЦБ.
«Мы изучили международный опыт, и оказалось, что мы не первые на этом пути. В США практикуется открытость всей информации. Сейчас на этот путь встала и Европа, где публикуется информация о принятых мерах надзорного реагирования, — отметил Симановский. — Мы исходим из того, что целесообразно и нам на этот путь становиться».
Вместе с этим он добавил, что не всю информацию в отношении банков имеет смысл делать публичной. «Если регулятор считает, что эта информация может нанести ущерб устойчивости (банковской — прим. ред) системы, то он вправе принять решение о том, что информация не дается», — сказал Симановский.
Он также добавил, что для реализация этой идеи необходимо будет вносить изменения в законодательство.