Минэкономразвития разработало проект интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж, создать которую в декабре 2015 года поручил президент РФ Владимир Путин. Об этом пишет газета «Коммерсантъ», в распоряжении которой оказался подготовленный МЭР проект «Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках».
Документ описывает создание «единой среды экспортера», объединяющей в системное решение «продвиженческие, таможенные, логистические, информационные, платежные, кредитные, страховые и иные сервисы, необходимые для реализации товаров посредством электронной торговли на экспорт и внутри страны».
Правительству предстоит выбрать российскую компанию-агрегатора, которая станет «одним окном» для выхода российских производителей на мировые рынки. В качестве примера таких компаний-агрегаторов в документе приводятся «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart. Сразу же в концепции оговаривается: российские площадки осуществляют интеграцию с крупнейшими зарубежными электронными площадками, например AliExpress, Amazon, eBay, JD.com и иными, «в целях продвижения российских товаров на международные рынки».
Согласно документу, за формирование пула экспортеров будет отвечать Российский экспортный центр (РЭЦ), он же будет оказывать помощь в стандартизации и сертификации продукции, после чего «направлять» экспортеров к агрегатору.
На площадке агрегатора у экспортеров будет свой личный кабинет с функционалом для принятия и исполнения заказов, оплаты и логистики товаров, предъявления претензий. Деньги от реализации товара поступят на счет агрегатора в банке для прохождения процедур валютного контроля и уплаты соответствующих налогов и сборов. Кроме того, площадка сможет выполнять функцию налогового агента.
Такой подход сможет обеспечить бесперебойное получение выручки экспортерами, а также пополнение всех уровней бюджетов РФ, повысив эффективность администрирования, говорится в концепции.
Имея доступ в «личный кабинет», экспортер получит возможность кредитной, страховой и гарантийной поддержки ЭКСАР, Росэксимбанка (перейдет под контроль РЭЦ) либо других организаций, которые подключит агрегатор. Концепция предлагает обязать площадку при заключении договора с экспортером «аккумулировать страховой взнос» — он может потребоваться для урегулирования споров с покупателями-иностранцами. Здесь также предлагается участие Росэксимбанка. При этом экспортеров предлагается избавить от прямого участия в спорах: агрегаторам будет предложено создать площадку для разрешения споров по примеру AliExpress.