Текущий незначительный избыток производства нефти в мире будет покрыт растущим спросом, а значит, — приближается период устойчивого роста цен для обеспечения требуемой доходности инвестиций в новые проекты добычи. Такое мнение в интервью итальянскому изданию Il Sole 24 ore высказал глава «Роснефти» Игорь Сечин.
«Спрос на нефть в мире продолжает расти, в то время как добыча, в первую очередь в США, снижается. Текущий незначительный избыток производства нефти в мире будет покрыт растущим спросом, а значит, — приближается период устойчивого роста цен для обеспечения требуемой доходности инвестиций в новые проекты добычи», — заявил Сечин.
Топ-менеджер «Роснефти» считает, что главным внешним вызовом для энергетики России является резкое ужесточение конкуренции на внешних энергетических рынках. «В перспективе предстоит упорная конкурентная борьба за удержание доли на ключевых традиционных и наращивание доли на новых энергетических рынках», — отметил он.
Сечин назвал добычу нефти в России, с точки зрения затрат, одной из самых эффективных в мире. Проекты добычи благодаря качественной ресурсной базе носят долгосрочный характер, поэтому, по его мнению, «краткосрочное снижение цен не имеет для нас критического эффекта как, например, для сланцевых проектов». «Этот фактор, наряду с отсутствием перекредитованности российской нефтяной отрасли позволяет уверенно сохранять стабильность на протяжении всего цикла», — добавил глава компании.
Не заморозка, а наращивание добычи
Игорь Сечин не исключил, что через три-пять лет мировому рынку может потребоваться договоренность не о заморозке добычи, а об экстренном наращивании.
«Рынок приходит в равновесие быстрее, чем ожидали нефтяные аналитики. И, как знать, возможно, через три-пять лет, мировому рынку потребуется уже другой вид договоренности — об экстренном наращивании добычи и поставок нефти из стратегических запасов для устранения дефицита, вызванного периодом низких инвестиций», — заявил Сечин.
Сечин отметил, что заморозка добычи обсуждалась нефтедобывающими странами как временное решение для смягчения чрезмерных колебаний цены, которые происходили на рынке. «Следует отметить, что с момента максимального падения цен в январе 2016 г., когда разговоры о заморозке добычи велись особенно активно, цена на нефть выросла почти в 2 раза, достигнув некоторого равновесия на уровне 50 долларов за баррель. Причем произошло это безо всяких договоренностей, что свидетельствует о фундаментальной устойчивости нефтяного рынка», — добавил глава «Роснефти».
17 апреля 2016 года в столице Катара Дохе состоялась встреча представителей стран-производителей нефти. На встречу приехали делегации 18 стран, 19-й участник переговоров — Иран — в преддверии встречи отказался обсуждать вопрос о «заморозке» добычи нефти, пояснив, что с него лишь недавно были сняты международные санкции.
Участники так и не смогли договориться о стабилизации добычи сырья на уровне января 2016 года. Переговоры, длившиеся более 12 часов, закончились заявлениями сторон, что им нужно еще немного времени на размышления, а рынок и так себя неплохо чувствует.
Министр энергетики РФ отмечал тогда, что соглашение не было принято из-за изменения позиции нескольких стран. По его словам, стороны договорились, что ОПЕК поведет дополнительные консультации с входящими в картель странами, которые не приняли участие в переговорах. Это будет сделано до саммита ОПЕК в июне этого года.
Сотрудничество с Eni
«Роснефть» хотела бы расширить сотрудничество с итальянской корпорацией Eni в геологоразведке, добыче, нефтепереработке и развитии технологий.
«С нашим ключевым итальянским партнером — корпорацией Eni — мы хотели бы расширить сотрудничество практически по всей технологической цепочке: в геологоразведке, добыче, нефтепереработке и развитии технологий. Реализуются совместные с Eni проекты на шельфовых участках. И не исключено, что со временем нам удастся принять участие в воплощении в жизнь мечты Энрико Маттеи (основатель компании Eni — прим. ред) — об участии итальянской компании в масштабных добычных проектах на территории России», — отметил Сечин.
Компания Eni — один из стратегических партнеров «Роснефти» в освоении континентального шельфа РФ, в частности, Баренцева и Черного морей. В 2013 году компании подписали декларацию о бережном освоении российского Арктического шельфа.
Российско-итальянские экономические отношения. Досье
Приватизация «Роснефти»
В текущих непростых условиях разумно рассматривать различные варианты приватизации «Роснефти», в том числе привлечение стратегических инвесторов.
«С учетом ситуации на мировом рынке нефти и наличия санкций, текущие котировки компании вряд ли соответствуют ее фундаментальной стоимости. Однако, необходимо принимать во внимание и проблемы бюджета. Мы полагаем, что в текущих непростых условиях разумно рассматривать различные варианты, в том числе привлечение стратегических инвесторов», — сказал Сечин.
По мнению топ-менеджера, эффективному проведению приватизации будет способствовать определенное восстановление рыночной конъюнктуры, снятие ограничений, а также реализация некоторых мер государственной поддержки, направленных, к примеру, на совершенствование инфраструктуры и улучшение инвестиционного климата.
Сечин отметил, что основной задачей менеджмента компании в настоящее время является наращивание ее стоимости для акционеров, крупнейшим из которых является государство. «Решение этой задачи будет способствовать, в том числе, максимизации доходов государства от возможной продажи части своего пакета», — подчеркнул глава компании.
Президент РФ Владимир Путин в январе объявил о решении государства продать в 2016 году доли в «Роснефти», «Башнефти», ВТБ, «Алросе» и «Совкомфлоте».
От приватизации 19,5% акций «Роснефти» планируется выручить примерно 500-550 млрд руб. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, для самой компании «это будет только плюс».
Помощник президента РФ и председатель совета директоров «Роснефти» Андрей Белоусов считает основным вариантом приватизации компании продажу 19% акций стратегическому инвестору. По его мнению, это позволит получить максимальную премию от продажи пакета акций, и сейчас правительство ведет работу по поиску такого инвестора.
«Роснефтегазу» принадлежит более 69,5% акций «Роснефти». Британская ВР владеет 19,75% акций «Роснефти».