Россия по объему авторынка среди стран Европы по итогам 2016 года опустилась на пятое место с четвертого.
Так, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в 2016 году упали на 11% по сравнению с 2015 годом и составили 1,42 млн. При этом в декабре прошлого года продажи упали на 0,9% — до 146 тыс. единиц.
Такие данные представила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
По данным ассоциации, по результатам продаж 2016 года автомобили бренда Lada остаются лидерами рынка, несмотря на незначительное падение продаж на 1% (до 266,296 тыс. машин). За ними следуют автомобили Hyundai (снижение продаж на 10% — до 145,254 тыс. штук), Renault (снижение на 3% — до 117,23 тыс.), KIA (снижение на 9% — до 149,567 тыс.), Toyota (снижение на 4% — до 94,568 тыс.).
Самой продаваемой машиной за 2016 год стала Hyundai Solaris (снижение продаж на 22% — до 90,38 тыс. единиц), на втором месте — Lada Granta (рост на 37% — до 87,726 тыс. автомобилей), KIA Rio (снижение на 10% — до 87,662 тыс.), Lada Vesta (рост в 19,8 раза — до 55,174 тыс.). Замыкает пятерку лидеров Volkswagen Polo (рост продаж на 5% — до 47,702 тыс. автомобилей).
Поиска «дна» близится к финалу
Как отметил на пресс-конференции председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, после четырехлетнего падения продаж (с 2012 года) российский авторынок достиг низшей точки, и отрицательная динамика замедлилась.
«Почти достигнутый баланс в продажах декабря (2016 года) к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках четвертого квартала (снижение на 0,9% против аналогичного периода 2015 года). Сравнивая с двузначными цифрами падения в первые 9 месяцев (2016) года, — это хороший результат. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна», — пояснил Шрайбер.
По прогнозам АЕБ, в 2017 году у рынка есть потенциал «закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту». В частности, ожидается рост продаж автомобилей на 4% — до 1,48 млн единиц. Такой прогноз возможен при условии, что государственная поддержка автомобильного рынка в 2017 году будет на запланированном уровне.
Основные факторы роста
Для достижения положительной динамики российского авторынка главными направлениями деятельности в 2017 году АЕБ считает продолжение государственной поддержки, в частности, программ по утилизации, trade-in, лизингу и субсидированию автокредитов.
Одним из приоритетных направлений Шрайбер выделил поддержку создания дорожной карты для электромобилей.
Кроме того, важным является вопрос ОСАГО — в Ассоциации европейского бизнеса намерены поддержать юридические инициативы, направленные на усиление безопасности и качества ремонта автомобилей официальными дилерами.