Минпромторг, Минобороны и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) разработали варианты «глубокой модернизации» пассажирской версии самолета Ил-96-400М, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к ситуации.
По решению президента РФ Владимира Путина, на эти опытно-конструкторские работы (ОКР) в 2017-2019 годах планируется выделить 17,2 млрд рублей. Однако с целью сокращения расходов и сроков при создании опытных образцов могут использоваться ранее выпущенные грузовые Ил-96-400Т. Также министерства должны уже к 20 февраля подготовить «график выбытия из эксплуатации» в России иностранных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов и разработать план их замещения Ил-96-400М, рассказали источники «Ъ».
Минпромторг, Минфин, Минэкономики, Росавиация и ОАК должны выбрать российского лизингодателя, который будет докапитализирован для покупки и передачи в лизинг шести Ил-96-400М, сообщают источники. Сумма может превысить 40 млрд рублей.
Основной претендент — «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК). Потенциальным эксплуатантом предлагается структура ИФК Red Wings (в парке Ту-204/214). Хотя ИФК признана основным претендентом на роль лизингодателя, компания готова участвовать в конкурсном отборе. «Но окончательное решение за правительством, которое должно учесть специфику самолета и ограниченную серийность», — отметил глава ИФК Александр Рубцов.
Другой претендент на бюджетное финансирование — Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). В январе в ОАК «Ъ» говорили, что именно эта компания является потенциальным заказчиком серийных Ил-96-400М, на ее докапитализацию с этой целью из бюджета заложено 42 млрд рублей из общей стоимости программы модернизации Ил-96-400М в 53,4 млрд рублей на 2016-2023 годы.
Источник «Ъ», близкий к «Аэрофлоту», сообщил, что к 2025 году из парка компании выйдут все 22 Airbus 330 и четыре из 15 Boeing 777, но компания «не планирует замещать выбывающие суда» Ил-96-400М. Он объясняет это недостаточным количеством самолетов, поскольку «к выпуску планируется ограниченная серия с учетом приоритета поставок в госструктуры».
Источник «Ъ» добавил, что, исходя из более чем двадцатилетнего опыта эксплуатации Ил-96-300, у самолета с четырьмя двигателями семейства ПС-90 «ожидается низкая эффективность». При этом министерствам совместно с Росрезервом поручено подготовить предложения по выделению квот на авиатопливо из госрезерва для «поддержки эксплуатации» Ил-96-400М, добавляет источник «Ъ», знакомый с планом модернизации.
Ил-96 (до 330 пассажиров, дальность — 13,5 тыс. км) производится ВАСО (Воронеж) с 1987 года. Ил-96-400 — версия с двигателями ПС-90А-1 и увеличенной грузоподъемностью. В мае 2016 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что на реанимацию проектов Ил-114 и Ил-96-400 государство готово выделить по 50 млрд руб. Крупнейшим эксплуатантом Ил-96-300 до 2014 года был «Аэрофлот». Сейчас самолет есть у специального летного отряда «Россия» и кубинской Cubana de Aviacion.
В январе газета «Известия» сообщала, что общая стоимость программы создания нового широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М определена в размере 53,4 млрд рублей, 9,9 млрд рублей из этой суммы предусмотрены на опытно-конструкторские работы, на техническое перевооружение завода-изготовителя (Воронежское акционерное самолетостроительное общество, ВАСО) и предприятий кооперации — 1,5 млрд рублей, на докапитализацию Государственной транспортной лизинговой компании — 42 млрд рублей.