Главная » Новости » Возможный отказ от турецких чартеров: риск для бизнеса или шанс для Крыма

Возможный отказ от турецких чартеров: риск для бизнеса или шанс для Крыма

Возможная приостановка чартерных полетов в Турцию может означать достаточно заметные риски для российской туристической отрасли, но вместе с тем привести к упорядочению рынка авиаперевозок на этом направлении и в определенной степени способствовать увеличению турпотока на отечественных направлениях, считают эксперты туристической индустрии российских регионов. По просьбе ТАСС специалисты регионального турбизнеса от Алтайского края до Санкт-Петербурга оценили возможные последствия приостановления чартерных полетов в Турцию, о котором Росавиация предупредила авиакомпании.

Как сообщалось ранее, Росавиация разослала российским авиакомпаниям телеграмму с предупреждением о возможном приостановлении чартерных полетов в Турцию.

Турция — лидер спроса

Возвращение Турции на российский туристический рынок после годичного перерыва, связанного с ухудшением российско-турецких отношений, практически во всех регионах вызвало заметный рост спроса: знакомая дестинация с подходящим для любителей бюджетного отдыха соотношением цены и качества неизменно привлекает россиян. Турпоток из РФ в Турцию в последние годы стабильно рос и достиг пика в 2015 году, когда турецкие курорты посетили 3,46 млн россиян — это составило 10% от общего количества российских выездных туристов.

В первой половине 2016 года наступил резкий спад — турпоток сократился на 87,7%. Ситуация не изменилась даже после отмены запрета на реализацию туров в Турцию и возобновления продаж: по итогам года, согласно данным Ростуризма, Турцию посетили 797,3 тысячи россиян, что на 77% меньше, чем в 2015-м. В начале 2017 г. эксперты прогнозировали, что в течение года Турцию посетят 2-3 млн россиян.

Полеты чартеров из России в Турцию были остановлены решением правительства РФ после инцидента со сбитым турецкими ВВС 24 ноября 2015 года российского Су-24. В июне прошлого года президент Турции Тайип Эрдоган принес извинения за произошедшее, и впоследствии Москва сняла этот запрет, касавшийся российских авиаперевозчиков. 2 сентября 2016 года в Анталью прибыл первый чартер российской компании с организованными группами туристов.

Продажи-2017: каждый пятый — в Турцию

«Тенденцией сезона 2017 года стало возобновление интереса к зарубежным направлениям, среди которых лидирует Турция, — отмечает директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) Екатерина Шадская. — Спрос на Турцию в отпускном сезоне 2017 года очень большой, если сравнивать его с 2015 годом, он вырос минимум вдвое». Петербургские эксперты констатируют, что в этом году отдых вернулся в число приоритетных трат, и россияне стремятся получить максимум качества по приемлемым ценам.

В Ярославской области туристы, купившие путевки в Турцию, составляют в этом году 20% всех клиентов местных турфирм, рассказала ТАСС генеральный директор многопрофильной сервисной компании «Волга-тур» Юлия Скороходова. В Смоленской области отдых в Турции пользуется наибольшим спросом среди всех зарубежных направлений, на ее долю приходится около 15% всех продаж, сообщила представитель турагентства «Смоленск Трэвел» Елена Вельянова.

Хорошо продаются путевки в Турцию на юге России — например, директор сети турагентств «Розовый слон», работающей по Югу и Северному Кавказу Алексан Мкртчян отметил, что «объем продаж Турции в этом году составляет около 20-25% — это второй результат после России, дальше идут Греция, Тунис, Болгария и другие страны». Стоимость путевок «все включено» с перелетом из Москвы колеблется здесь от 30 тысяч в апреле-мае до 60 тысяч рублей в августе.

Риски для туристов

Перспективы возможного отказа от турецких чартеров, полного или частичного, туроператоры в регионах оценивают без оптимизма, поскольку, по их мнению, это может повлечь отмену рейсов, замены направлений, выплаты компенсаций. Вместе с тем профессионалы туриндустрии полагают, что нынешняя телеграмма Росавиации пока носит, скорее, рекомендательный характер. В этой связи туристов просят не торопиться возвращать в турагентства уже выкупленные путевки — это может больно ударить по кошельку.

«Официального решения пока нет, и все ждут, будет ли оно, — сказала Екатерина Шадская. — И пока его нет, туристам можно посоветовать выждать время, не торопиться аннулировать туры, потому что они могут понести потери. Сейчас идут некоторые аннулирования, но не в авральном режиме, и в этих случаях туристу возвращаются деньги в соответствии с договором. Если решение все же последует, оно может обернуться достаточно большими потерями для рынка, надеемся, что этого удастся избежать».

«Нужно подождать развития событий», — согласен с петербургской коллегой исполнительный директор Челябинской ассоциации туристических компаний Виталий Кондратьев.

Более пессимистично настроен президент Ассоциации туристских агентств Татарстана Рамиль Мифтахов. «Отмена чартерных рейсов (в Турцию — прим. ТАСС) повлечет за собой небольшой коллапс, потому что в этом году очень большое количество туристов осуществляли ранее бронирование», — сказал он.

О рисках предупреждают и в Уральской ассоциации туризма, исполнительный директор которой Михаил Мальцев считает, что «с учетом того, что объем перевозки рекордный, можно предположить, что каким-либо образом вернуть, компенсировать деньги или пересадить пассажиров на другие направления технически будет почти невозможно». По его словам, Турция занимает до половины объема загранперевозки из уральских городов, это лидирующее направление, и при отсутствии Египта альтернативного массового направления на данный момент не существует. «Я не думаю, что сейчас это убьет турбизнес, но последствия будут очень тяжелыми», — отметил Мальцев.

В Воронеже, где чартерная программа сформирована четырьмя перевозчиками, предупреждают, что «прежде чем приостанавливать чартерные рейсы, надо очень серьезно подумать, сколько людей понесут серьезные убытки, сколько семей пострадают от такой меры». «Это колоссальный объем уже выкупленных туристических путевок», — сказала руководитель пресс-службы Воронежского аэропорта Наталья Шермина.

Председатель правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири Наталья Куцевол, напротив, уверена, что возможная отмена турецких чартеров не станет сюрпризом для туроператоров региона, поскольку они уже накопили опыт подбора альтернатив и возврата денег. «Единственное, надо понимать, что возврат денег — это в любом случае дело не одного дня», — сказала она.

Отказ от чартеров — упорядочение рынка?

Советник министра РФ по Делам Северного Кавказа Станислав Аристов рассказал ТАСС, что, скорее всего, инициатива Росавиации означает переориентацию туристских поездок с чартерных рейсов на регулярные. «Сам факт такого уведомления говорит о том, что Росавиация, принимая опыт Ростуризма, заботится о гражданах и предупреждает туроператоров о необходимости обеспечить продажу своих путевок, используя регулярные рейсы», — сказал он.

«Думаю, что при получении такой информации до начала сезона наши туроператоры совместно с авиаперевозчиками выработают механизм доставки туристов на курорты, на которые они приобрели путевки», — сказал Станислав Аристов. — Туристический рынок не такой чувствительный, как нефтяной или валютный, где от одного сообщения может резко измениться ценообразование».

Представитель «Волга-тур» предупреждает, что в замене чартерных рейсов на регулярные также есть свои риски: «В 2017 году туристические поездки в Турцию вновь стали набирать популярность среди жителей Ярославской области, однако, если туристов придется пересадить на регулярные рейсы, ситуация может измениться. Турция — популярное направление, к тому же относительно недорогое, но если туристов пересадят с чартеров на регулярные рейсы, отдых подорожает. Не исключаю, что это отпугнет клиентов».

Турбизнес: полетят все

В целом туристический рынок регионов пока далек от паники. «Пока все так же, как и было, — говорит Марина Череватых, директор туркомпании «Интурист Летний сад Краснодар». — Туры продаются, и достаточно много, продано до конца сезона, волнение есть у всех участников рынка, но по большому счету ничего серьезного, ни возвратов, ни звонков не было. Люди уже научены по предыдущим ситуациям, что пока нет официальных предупреждений от Ростуризма, от МИДа, никто не будет возвращать по собственной инициативе».

Алексан Мрктчян из Ростова-на-Дону отмечает, что туроператоры уже начали переводить свои рейсы из статуса чартерных в регулярные: «Этот процесс идет полным ходом, и примерно 70% уже стали регулярными, объем перевозки в Турцию не снизится». «Те люди, кто купил путевки в Турцию, обеспокоены, — говорит он. — Но турагентства всех городов от Камчатки до Калининграда проводят разъяснительную работу, говоря, что все полетят, и отмены рейсов не будет».

В администрации международного аэропорта Минеральные Воды отметили, что сейчас из Минвод в Турцию летает лишь один чартер в неделю, с конца апреля их количество планируется увеличить до шести.

Заместитель гендиректора по коммерческой работе международного аэропорта Ставрополя Владимир Табырца сказал ТАСС: «У нас не было никаких изменений в прошлой ситуации с отменой полетов в Турцию, и сейчас тоже не будет, будет даже увеличение, поскольку с 26 марта рейсы из Ставрополя в Турцию стали не два, а три раза в неделю. Хотелось бы увеличить загрузку, сейчас этот рейс для компании убыточный».

Турпоток на российские курорты

При этом эксперты не считают, что отказ от турецких чартеров способен серьезно увеличить турпоток на российские курорты, и прежде всего в Крым, — по их мнению, основным препятствием для туристов при выборе отечественных направлений является не доля Турции в общем объеме продаж путевок, а высокие цены на отдых дома.

Наталья Куцевол рассказала, что клиенты сибирской туриндустрии раскупили авиабилеты в Симферополь еще зимой. «Все свидетельствует о том, что пустовать Крым не будет, независимо от того, будет ли у сибирских туристов альтернатива в виде Турции, — сказала она. — Статистику нам вести достаточно сложно, поскольку в пределах своей страны наши граждане далеко не всегда обращаются к туроператорам и покупают пакетные туры, многие ездят самостоятельно, и это тоже туристы».

На рост турпотока надеются и в Дагестане. В Министерстве по туризму и народным художественным промыслам республики ТАСС считают, что возможное приостановление чартеров в Турцию — «оправданная мера», «потому что самое важное в туристической поездке — обеспечение безопасности туристов». «Это все будет способствовать подъему внутреннего туризма в нашей стране», — полагают в министерстве.

Станислав Аристов уверен, что ситуация вокруг турецких чартеров не должна негативно повлиять на летние планы россиян и число туристов в СКФО.

«Рост турпотока на Северный Кавказ мы в этом году ожидаем в районе 5%, на уровне прошлого года, — говорит он. — Это связано с общим ростом внутреннего турпотока в стране и курсом валют, то есть с доступностью отдыха за рубежом и в России, но не с возможными отменами туров в Турцию».

Екатерина Шадская отмечает, что в Санкт-Петербурге курорты России вошли в тройку самых популярных направлений предстоящего летнего отдыха: «На российские направления наблюдается стабильный спрос, и, хотя повторения взрывного роста 2016 года пока нет, Россия остается в тройке».

При этом Шадская высказала мнение о том, что рост цен на российские курорты, составляющий, по ее данным, от 10% до 30%, может привести к снижению спроса.

Сочи дороже Турции?

Такого же мнения придерживается директор крупной омской туркомпании «Евразия-Тур» Сергей Савостьянов. «В прошлом году альтернативой Турции для омичей были Греция, Кипр, Тунис, — сказал он ТАСС. — В Крым и Краснодарский край тоже поедут, но надо понимать, что Турция дешевле, чем Сочи, и отдых там качественнее». Савостьянов отметил, что по сравнению с 2016 годом российские курорты, в том числе Крым, подняли цены на 10-15%, тогда как Турция, напротив, снизила их.

Эксперты туриндустрии напоминают также о необходимости российским отельерам и организаторам отдыха постоянно быть «в форме» и повышать качество обслуживания — российский турист, изведавший отдых в разных странах, требователен и пока не всегда доволен уровнем турсервиса на родине.

«Люди не хотят ехать отдыхать в Россию из-за невысокого качества уровня сервиса», — заявляет глава Ассоциации турагентств Татарстана. Жители Юга России также не вполне удовлетворены качеством отечественного сервиса — пятигорский эксперт Наталья Пархоменко говорит: «Наши люди ездили на Черноморское побережье, в Крым, но были не всегда довольны сервисом и ценой. Было дорого, иногда путевки выходили подороже, чем в Турцию».

Заграничные альтернативы

Оценивая возможности заместить Турцию другими зарубежными направлениями, эксперты из регионов не приходят к единому мнению. «Альтернативой Турции для жителей смоленского региона может стать Греция — вторая по популярности страна для отдыха за рубежом и почти сопоставимая по ценам с Турцией, — считает Елена Вельянова. — В меньшей степени возможна замена туров на Испанию, поездки на отдых в которую стоят ощутимо дороже».

Туристы из Татарстана, по словам Рамиля Мифтахова, в случае отмены турецких чартеров отправятся либо в Тунис, либо переориентируются на Европу, в первую очередь на Грецию. Екатерина Шадская отмечает, что у жителей Петербурга в пятерке самых популярных летних направлений в этом году впервые оказалась Болгария, никогда прежде не поднимавшаяся так высоко — спрос на болгарские морские курорты вырос в этом году в 1,5-2 раза и позволил этой стране опередить по уровню спроса Тунис. «На четвертом месте по спросу Греция, на пятом — Италия», — сказала Шадская.

На Алтае таких решений пока не нашли: по словам директора барнаульской турфирмы «Плот» Александра Смирнова, пока альтернативы турецкому направлению нет. «Турция — серьезное направление для турагентств, конечно, в данный момент достойной альтернативы нет. Греция хорошо продана, продажи активно шли, остается Кипр, но там другая концепция отдыха, и он не так доступен, как Турция», — пояснил предприниматель.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.