Глава австрийского нефтегазового концерна OMV Райнер Зееле считает невероятным блокирование работы газопровода OPAL по политическим причинам. Об этом он заявил ТАСС.
«Невероятно, что в угоду политическим интересам эти мощности блокируются», — сказал глава концерна. По его словам, для него «ясно, что мощности, в которые инвестировались средства, должны использоваться». При этом Зееле подчеркнул, что убежден в возможности в итоге найти правовое решение проблемы с получением доступа к мощностям OPAL.
В октябре 2016 года «Газпром» договорился с Еврокомиссией (ЕК) о максимальном использовании мощностей газопровода OPAL для транзита в центральную Европу поставляемого по «Северному потоку» газа. До этого российский газовый холдинг имел доступ лишь к 50% мощностей. Решение ЕК исключить 50% мощностей OPAL из Третьего энергопакета дало «Газпрому» возможность приобретать квоты еще на 40%. С декабря «Газпром» начал наращивать загрузку OPAL, покупая мощности на аукционах.
Однако польская энергетическая компания PGNiG и правительство Польши обжаловали решение ЕК в Европейском суде, в результате чего в конце декабря 2016 года решение о расширении доступа «Газпрома» к трубопроводу OPAL было приостановлено. Аукцион на транспортировку в январе уже состоялся, февральский аукцион не удалось провести из-за запрета суда. До этого ЕК заявляла, что убеждена в законности своего решения по OPAL, так как оно находится в полном соответствии с нормами Третьего энергопакета ЕС.
«Северный поток — 2»
Он также заявил, что участвующие в строительстве газопровода «Северный поток — 2» компании определятся с финансовой моделью проекта до конца года.
«В этом году мы должны сделать это, в следующем году надо начинать строить газопровод, — сказал он. — Мы с европейскими партнерами находимся в фазе согласования, чтобы продумать шаги и не допустить того, чтобы мы оказались в ситуации, когда нам придется наши договоренности вновь расторгать».
По его словам, «предпочитаемая модель есть у каждого участника». «Мы должны согласовать единую модель, которая бы поддерживалась пятью потенциальными европейскими партнерами и «Газпромом», но ее пока нет», — добавил глава OMV.
Ввод «Северного потока — 2» намечен на конец 2019 года; трубопровод должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Пропускная способность каждой из двух ниток — 27,5 млрд куб. м в год. Новый газопровод удвоит мощность первого «Северного потока», маршрут которого в основном и повторит. Капитальные затраты в проект оцениваются в €8 млрд, а общая стоимость с учетом привлечения проектного финансирования — в €9,9 млрд.
В январе «Газпром» раскрыл планы по инвестициям в свои газопроводные проекты в 2017 году. В частности, компания намерена направить 110,67 млрд рублей на строительство «Северного потока — 2».
«Газпром» 3 февраля 2017 года поставил на свой баланс 100% акций Nord Stream-2 AG, которая была создана для планирования, строительства и дальнейшей эксплуатации газопровода «Северный поток — 2». Штаб-квартира компании расположена в Цуге (Швейцария). Компания на 100% принадлежала нидерландской «дочке» «Газпрома» Gazprom Gerosgaz Holdings B.V. Планировалось, что «Газпрому» в СП будет принадлежать 50%, германским Uniper (ранее E.ON) и BASF/Wintershall, англо-голландской Shell, австрийской OMV, французской ENGIE — по 10% каждой.
Создание СП
Зееле также рассчитывает к лету подписать договоры о создании совместного предприятия в рамках обмена активами и запустить процедуру согласования с властями Норвегии.
«Мы к лету подготовим договорную базу, когда документы подпишем, вместе запустим процедуру согласования», — сказал он.
По его словам, для начала процедуры согласования сделки с Норвегией стороны должны определиться со структурой СП. «У нас пока отсутствует важная составляющая — структура СП, — пояснил Зееле. — Пока этого нет, мы не можем вести переговоры».
Глава OMV также не уточнил, когда именно будут подписаны необходимые документы с российскими партнерами. «Мы с Алексеем (Миллером, председателем правления ПАО «Газпром». — Прим. ТАСС) всегда находили хорошее место, чтобы подписать бумаги и выпить водки», — подчеркнул он.
В декабре 2016 года «Газпром» достиг базового обязывающего соглашения с австрийским нефтегазовым концерном OMV по обмену активами. В результате сделки «Газпром» получит 38,5% в норвежской «дочке» OMV — OMV (Norge) AS. Австрийская компания в свою очередь получит 24,98% в освоении участков под номерами 4 и 5 ачимовских залежей Уренгойского месторождения в Сибири.
Для работы в Норвегии «Газпром» должен получить допуск от властей страны.