Российские пассажиры смогут требовать с авиакомпаний до 332 тыс. руб. компенсаций за ущерб из-за задержки рейса в рамках правил Монреальской конвенции, к которой присоединилась Россия.
Об этом сообщается в пресс-релизе Роспотребнадзора.
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» № 52-ФЗ от 3 апреля 2017 года. Таким образом, Российская Федерация присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года, которую ратифицировали уже более 120 стран.
«Если по нормам Воздушного кодекса Российской Федерации ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50% от стоимости билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. рублей», — говорится в сообщении российского ведомства.
В Роспотребнадзоре также отметили, что ратификация конвенции позволит привести российское законодательство в сфере воздушных перевозок в соответствие с международными правовыми нормами, что будет способствовать развитию конкурентных условий осуществления авиаперевозок и повышению ответственности перевозчиков.
Кроме того, это значительно улучшит права потребителей услуг за счет повышения верхнего предела компенсации за такие нарушения правил перевозки, как задержка или перенос рейса, повреждение или утрата багажа.
В настоящее время размер компенсации при утрате перевозчиком багажа не может превышать 600 рублей за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. руб. для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. Однако, по Монреальской конвенции ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой около 78 тыс. рублей в отношении каждого пассажира.
Также размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по действующему Воздушному кодексу России не может составлять более 2 млн руб. Монреальская конвенция повышает указанный предел почти в четыре раза и предусматривает, что в отношении вреда жизни и здоровью пассажира, если он не превышает 100 тыс. специальных прав заимствования на каждого пассажира (около 7,8 млн руб.), перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.
Компенсации, определяемые в конвенции, привязаны к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют: доллара, евро, иены и фунта стерлингов и меняется ежедневно (на сегодняшний день стоимость 1 СЗП составляет около 78 руб.).