Отголоски споров о национализации Приватбанка на Украине докатились до США. Тема оказалась одной из ключевых в выступлении главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой в Атлантическом совете США в Вашингтоне. Глава НБУ считает, что из-за нарушений в Приватбанке украинской казне придется понести дополнительные убытки в размере до 30 млрд гривен.
Как проще грабить банк
Сама Гонтарева, а также выступавшие вместе с ней специалисты — Фрэнсис Малиж из Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и канадский юрист украинского происхождения Дэниел Билак — приводили ситуацию с Приватбанком в качестве наглядного примера тех «авгиевых конюшен», которые НБУ пришлось за последние годы разгребать в банковской системе страны. По их словам, активы банка на сумму около $5,6 млрд были просто расхищены прежними владельцами, в результате чего государству пришлось национализировать системно важный банк в интересах вкладчиков — миллионов физических лиц и тысяч предприятий и фирм.
«Грабить банк гораздо проще не с пистолетом у окна кассира, а в хозяйском кресле», — прокомментировал ситуацию Малиж, который теперь входит в состав наблюдательного совета Приватбанка.
Встречные обвинения
Однако, ранее в тот же день на Украине в печать попали данные об аудиторской проверке Приватбанка, проводимой солидной западной фирмой Ernst & Young и о том, что ее отчет не подтверждает выводы НБУ.
Первый же вопрос Гонтаревой в Атлантическом совете США был задан репортером украинского канала «1 + 1» именно на эту тему. «Не означает ли это, что произошел просто захват банка? — спросил журналист. — И куда в таком случае делись те самые $5,6 млрд?»
Ответ Гонтаревой
В ответ Гонтарева прежде всего подчеркнула, что канал «1 + 1» принадлежит олигарху Игорю Коломойскому, т.е. бывшему владельцу Приватбанка. «Посмотрите, что творится, — сказала она. — Даже в центре Вашингтона можно видеть подобное».
«Отчет Ernst & Young пока не опубликован, — продолжала глава НБУ. — Конечно, как руководитель центрального банка страны, я уже видела предварительные результаты. И ситуация еще хуже, чем казалось прежде. 143 млрд (гривен) — это не все убытки, которые придется понести нашему государству из-за нарушений в данном банке».
«Речь идет дополнительно о 16 млрд гривен, — сказала Гонтарева. — Наугад, но со знанием дела я бы предположила, что государству придется вложить в этот банк еще 30 млрд гривен».
Впрочем, по ее словам, окончательный порядок действий будет определен ею после консультаций с руководством Минфина страны. А официальные итоги аудиторской проверки, как она уточнила, ожидаются «в конце нынешнего месяца».
Денег скорее всего не вернуть
По ходу выступления Малижа спрашивали, можно ли вернуть колоссальные средства, потерянные Украиной в ситуации с Приватбанком. Но ясного ответа не последовало.
«Конечно, можно попытаться, — сказал специалист. — Когда деньги таким образом исчезают, их всегда трудно вернуть». Дальше начались рассуждения о роли в подобной работе финансистов и юристов.
Отставка Гонтаревой
Известно, что перед поездкой в Вашингтон глава НБУ подала в отставку. Правда ее заявление еще должно быть утверждено Верховной Радой. Но организаторы встречи в Атлантическом совете сказали корреспонденту ТАСС, что вопрос с отставкой решен и что известен даже преемник Гонтаревой на посту руководителя украинского центробанка. Назвать имя они, естественно, отказались.