Пойти на Всероссийский экономический диктант — дело добровольное. «Точно не добровольно-принудительное, — уверяют десятиклассники Миша Акиньшин и Роман Лагуткин. — Тем, кто хорошо сдаст этот экзамен, никаких школьных привилегий не обещали, но мы пришли всем классом. Интересно проверить себя».
Школа у ребят — обычная общеобразовательная №2036, а класс — с экономическим уклоном. Кому еще идти и доказывать свою финансовую грамотность? «Легкий тест. Мы все это проходили», — Миша кивает на экран с вопросом: «Считается ли бережливый помещик Плюшкин — предпринимателем?» А еще подростки радуются, что им разрешили не приходить на школьные уроки и они могут посмотреть, как все устроено в Финансовом университете. Многие мечтают поступить в этот вуз.
Пройти тест
Финансовый университет при правительстве РФ — одна из пяти центральных площадок в Москве, где впервые прошел Всероссийский экономический диктант. Всего в России акция была проведена на 848 площадках: большинство из них — вузы. Организаторы —»Вольное экономическое общество» — заявляли, что диктант напишут 60 тыс. человек.
Экономический диктант призван выяснить уровень финансовой грамотности россиян. Организаторы надеются, что эта акция станет ежегодной и такой же популярной, как Тотальный диктант по русскому языку.
«Они не хотят ждать, пока повзрослеют»
Финансовый университет принял около 700 человек.
Начало экзамена в 10 утра. Но в это время по лестницам Финуниверситета носятся вверх и вниз подростки. Реже нарядные (строгие рубашки у мальчиков и платья-футляры у девочек), чаще — неформальные (джинсы, ботинки, разноцветные волосы). Они не могут понять: где им писать тест.
«Мы подготовили два зала. Один — на 400 человек — для школьников. Второй — актовый зал на 700 человек — для студентов и всех желающих взрослых. В итоге «школьный» зал переполнился как в час пик, — объясняет Вера Бурова, начальник отдела по работе с талантливой молодежью университета. — Пришлось переводить несколько классов в огромный актовый. Там вначале собралось не больше сотни человек: наши студенты и студенты колледжей».
С одной стороны, в университете удивились активности школьников, ожидали, что соотношение школьников и студентов будет 50 на 50.
С другой, пожимает плечами Вера Ивановна, пора бы привыкнуть, что «поколение Z», о котором все говорят: «Они совсем другие», — действительно другое.
«Активные, амбициозные. Им нужно быстро себя реализовать. Они не хотят ждать, пока повзрослеют», — перечисляет она.
И добавляет, что уверена: дети хорошо сдадут тест по экономике. «Они уже финансово грамотные. Больше тянутся и разбираются в экономике в среднем, чем подростки десять лет назад. Есть ребята, которые делают свой бизнес, еще не закончив вуз. Если бы сейчас им раздали ваучеры, как нам в 90-е? Они бы все просчитали и поступили правильно!»
«Он главный школьный брутал. Но очень умный»
Что отличает Всероссийский экономический диктант от Тотального — это не «медийность». Тексты для Тотального диктанта в разные годы писали Борис Стругацкий, Захар Прилепин, а диктовали, например, Максим Галкин и Владимир Познер. Вопросы про инфляцию и акционерные общества задает неизвестный закадровый голос, а не Герман Греф или Павел Дуров. Составляли вопросы в «Вольном экономическом обществе».
Вопросы школьникам нравятся.
«Я сфотографировала все и сохранила. Покажу одноклассникам, которые не пришли», — рассказывает София.
София, Лена, Ангелина («Меня лучше называть Геля или Гелечка») и Гоар — девятиклассницы и подруги из московской Развилковской средней школы.
После экзамена они делают селфи и фотографируются на смартфоны в опустевшей аудитории. Одноклассникам, которые не пришли, будет интересно узнать, что за тест, считают девочки. Объясняют: если мальчик-подросток разбирается в экономике и политике — это правильный парень, не «ботаник».
— У нас есть одноклассник. Он главный школьный брутал, — смеется Лена. — Он такой, можно сказать, хулиган, но очень умный. Все знает про акции и как инвестировать. Когда рассказывает нам — никто не думает, что он какой-то «ботаник». Наоборот, все слушают! Он тоже хотел прийти на этот экзамен, но опоздал. Да, у него тоже есть акции.
— Нет у него никаких акций! — не верит бойкая Геля.
— Есть, точно есть, — спорит Лена.
Девочки не боятся результатов экзамена. Класс у них обычный, не экономический. Пусть даже не наберут максимальные баллы — что с того? Может быть, лучшим дадут грамоты, рассуждают подруги. А может быть, грамоты раздадут всем за участие.
«Какая разница», — говорит Геля. Геля не собирается в финансисты. Она хочет стать журналистом, но раньше поступит в колледж на рекламу: «Хочется чего-то нового, а не сидеть в школе еще два года». А уже потом на журфак. И еще, говорит, завести бы такой красивый бизнес, как производство ювелирных украшений. «Свой ювелирный бренд», — мечтает девочка.
Другие девочки все-таки в теме финансов. Гоар мечтает поступить на мировую экономику. У Софии — отец в строительном бизнесе, она хочет помогать ему: «Я бы хотела приходить на фирму, учиться».
Сегодня, объясняют девочки, разбираться в экономике несложно любому, даже самому ленивому подростку. «Время у нас есть. Все равно сидишь в интернете, общаешься, что-то читаешь, — рассуждает София. — Поэтому молодые люди лучше понимают в финансах, чем понимали школьники и студенты в поколении наших родителей».
После Всероссийского экономического диктанта школьники собираются на прогулку. Они еще не знают, что своим присутствием «в большинстве» (если так случилось не только в Финансовом университете) «спутали карты» организаторам, которые хотели выяснить средний «финансовый IQ» среднестатистического россиянина.
Анастасия Степанова