Россия должна за 7-10 лет качественно изменить рынок труда, чтобы избежать резкого ухудшения экономической ситуации. Об этом говорится в исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам» The Boston Consulting Group (BCG), Сбербанка и других компаний, которое имеется в распоряжении ТАСС.
В исследовании для категоризации компетенций была применена система датского ученого Йенса Расмуссена. В нее входят категории «правило» (повторяющиеся типовые задачи, физический труд), «умение» (техническая, рутинная работа, принятие решений в рамках предписанных правил и инструкций), «знание» (аналитическая, творческая работа, автономность принятия решений).
«При сохранении существующей структуры рынка труда еще на 7-10 лет отставание России от стран — лидеров мировой экономики рискует стать несократимым», — подчеркнул старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко, комментируя итоги исследования. По его мнению, «удешевление технологий, повышение волатильности делают весьма вероятным «сценарий «обрыва», т. е. достаточно резкого ухудшения экономической ситуации».
Между экономикой ресурсов и экономикой знаний
С точки зрения экономического развития, Россия находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат страны-лидеры, такие как Япония, США, Германия, Сингапур, отмечается в исследовании. Для них характерны высокий уровень дохода, развитая цифровая экономика, стареющее образованное население, высокий индекс человеческого развития и высокая доля человеческих ресурсов категории «знание» — более 25%, а это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны. В России на данный момент доля категории «знание» составляет лишь 17%.
Согласно выводам исследования, к 2025 году дефицит категории «знание» в России превысит 10 млн человек. Этот разрыв между реальной ситуацией на рынке труда и потребностями экономики обусловлен несколькими базовыми причинами, в частности, отсутствием критической массы спроса на знания.
«Исторически унаследованная структура занятости, львиную долю в которой составляют крупные предприятия, поддерживает баланс занятости, а не баланс компетенций, оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации и компетенций. Во-вторых, тем, что система образования не готовит кадры для экономики знаний, «не слышит» бизнес. Сейчас образованность зачастую подменяется «дипломированностью». Третья причина — отсутствие среды для развития и самореализации человека», — говорится в исследовании.
Как отмечает партнер-эксперт, руководитель практики по работе с государственным сектором в России The Boston Consulting Group Константин Полунин, в условиях, когда 98% населения страны отдают приоритет безопасности и стабильности, но не возможностям роста и развития на работе, трудно ожидать, что люди активно будут развивать свои компетенции. Престиж профессий, требующих длительного сложного обучения и высокой квалификации, — врач, педагог, научный работник — подорван в немалой степени и существующей системой оплаты труда: любая работа оплачивается примерно одинаково. Разница в оплате труда водителя и врача в России составляет всего лишь 20% (для сравнения: в Германии — 174%, в США — 261%, в Бразилии — 172%).
Опережающий сценарий
Сценарий опережающей модернизации — единственно возможный для того, чтобы Россия могла сохранить глобальную конкурентоспособность. Он подразумевает более активную роль государства и компаний с госучастием, при этом прогноз роста потенциального спроса составляет 4,7 млн сотрудников категории «знание» до 2025 года. «Достижение устойчивого роста ВВП, опережающего среднемировые показатели на 1,5%, уже к 2025 году может вывести Россию в число стран верхней траектории развития, обеспечив ее конкурентоспособность в экономике знаний», — считает Полунин.
«Именно возможность создавать, привлекать и удерживать носителей ключевых компетенций определит новую конкурентоспособность России. Ключевое условие — разработка и реализация концепции развития человеческого капитала, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории «знание», а также создания среды, благоприятной для развития человека», — подчеркивается в исследовании.
Об исследовании
Исследование проведено The Boston Consulting Group, Сбербанком, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», WorldSkills Russia и Global Education Futures (международная платформа сотрудничества, объединяющая лидеров глобального образования) на основе онлайн-опроса среди российских работодателей, а также детальных интервью с более чем 90 представителями высшего руководства крупнейших российских компаний с численностью более 3,5 млн человек из 22 отраслей.
BCG — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Созданная в 1963 году компания BCG имеет глобальную сеть из более 90 офисов в 50 странах.