России необходимо активнее задействовать новые технологии и изобилие талантливых профессионалов, чтобы полноценно заявить о себе на мировом рынке модной индустрии. Но уже можно говорить о том, что за рубежом наблюдается высокий интерес к продукции российского творческого класса в сфере легкой промышленности, считают участники I Международного форума моды, который завершился в Санкт-Петербурге в субботу.
Выбор Петербурга в качестве площадки для первого форума по вопросам развития легпрома в России неслучаен, признали многие спикеры конференции. «Северная столица всегда была интеллектуальным центром легкой промышленности и не только культурным, но и научным центром», — отметил на открытии форума председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев. Проект по развитию индустрии моды в 2017 году был признан приоритетным для города, подчеркнул он.
«Развивать легкую промышленность без креативного класса дизайнеров невозможно, — сказал в день открытия форума заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. — Нужно пользоваться тем, что в России так много креативных и талантливых людей». По его словам, Российской Федерации, уже зарекомендовавшей себя во многих сферах, прежде всего в культуре и искусстве, следует реализоваться и в модной индустрии.
При этом развитие легкой промышленности требует ориентации на массовый рынок, уверен Евтухов. «Без внедрения современных технологий в бизнес-процессы мы не сможем конкурировать на глобальном рынке», — сказал он.
Петербург — интеллектуальный центр модной индустрии
Замглавы Минпромторга указал на ведущую роль Санкт- Петербургского политехнического университета (СПбПУ) в развитии промышленности в масштабах России. «Политех — это сегодня ведущий вуз в стране, он является базовым для нашего министерства по всем отраслям промышленности. В университете великолепные специалисты, они далеко продвинулись, работают с крупнейшими международными компаниями», — отметил он.
В частности, на базе Политеха существует Институт передовых производственных технологий, который разрабатывает цифровые решения для крупных фирм с мировым именем. В качестве примера и. о. директора института Сергей Салкуцан привел сотрудничество с концерном BMW («БМВ»), для которого в Политехе создали 57 цифровых моделей автомобильных кузовов. «Те компетенции, которые мы привнесли из других рынков, мы можем привнести в индустрию моды», — рассказал он.
По словам Салкуцана, стиль, который является основополагающим в модной индустрии, — это один из немногих параметров, которые может задать только человек. В остальном же производство одежды или обуви основано на наборе стандартных элементов (их около 300), которые можно моделировать при помощи цифровых технологий. При их эффективном использовании новые сезонные коллекции можно создавать за 1-2 недели.
Многие эксперты отметили постепенный отход от сложившегося разделения специальностей технолога, дизайнера, конструктора. Сейчас эти специальности объединяются в одну.
Стратегия развития легпрома
За четыре дня симпозиума эксперты, основываясь на докладах примерно 100 спикеров, обсудили актуальные вопросы производства, технологии и дизайна, образования и продвижения в модной индустрии. Одной из главных тем дискуссии стало рассмотрение «впервые в формате живого общения» проекта Стратегии развития легкой промышленности в России на период до 2025 года. Принять ее планируется к июлю 2018 года, заявил замглавы Минпромторга на форуме. Разработчики представили на площадке важнейшие положения основополагающего документа, чтобы получить обратную связь от представителей отрасли и учесть их позицию при формулировании итогового варианта стратегии.
Евтухов сообщил участникам форума, что ведомство рассчитывает к 2025 году увеличить долю легкой промышленности в ВВП РФ в 3-4 раза. «Мы очень рассчитываем на то, что в ВВП российский легпром будет занимать более существенную долю, чем сегодня, — отметил он. — Мы хотим подрасти хотя бы в 3-4 раза по сравнению с тем, что мы имеем сегодня». Как уточнили в беседе с корр. ТАСС составители проекта стратегии, в настоящее время доля легкой промышленности в ВВП России составляет около 0,22%.
Проблема сырья для производителей
«У нас существует огромная сырьевая проблема», — констатировал Евтухов. Прежде всего он отметил потребность в качественном по своим потребительским и технологическим свойствам хлопке. При этом в России, по его словам, уже начали приниматься меры для преодоления дефицита этого материала.
«Мы сейчас пробуем выращивать хлопок, — сказал замминистра. — Мы провели неплохой эксперимент в Волгоградской области. Астраханская область готова предоставить большие территории для того, чтобы производить хлопок в промышленных масштабах с использованием капельного орошения». Он также выразил надежду на то, что обеспечить запрос отдельных предприятий на хлопок удастся уже в ближайшей перспективе.
При этом в России есть виды сырья, по которым стране необходимо использовать свои конкурентные преимущества. По словам Евтухова, речь идет про лен, кожу и шерсть. «Шерсти у нас производится много, — отметил он. — У нас есть неплохие камвольные комбинаты, которые производят не только стопроцентно шерстяные ткани, но и ставят линии по производству смесовых тканей».
Вместе с тем замминистра указал на наличие проблем с производством тонкорунной шерсти, которая используется для пошива костюмов и одежды для школьников. Но, например, такие предприятия, как Свердловский и Павловопосадский камвольные комбинаты, вложили средства в модернизацию своих мощностей, и Минпромторг, со своей стороны, оказывает им поддержку.
Сотрудники ряда российских компаний по производству одежды, участвующих в работе конференции, рассказали ТАСС о том, что им приходится закупать ткани для своих моделей за рубежом. В частности, представленный на форуме успешный бренд из Новосибирска вынужден приобретать их в Китае, Европе и Турции, так как российские материалы обходятся дороже.
«Модный лабиринт»
Российские дизайнеры умеют удивить взыскательных клиентов и экспертов, такого рода оригинальные решения можно было увидеть и на форуме. Это и блестящий металлизированный мех, и ультрамодный дизайн текстиля, создатели которого являются международными законодателями тенденций в этой сфере, и обувь по меркам, снятым на 3D-сканере.
Во время форума в стенах центра дизайна Artplay SPb («Артплей СПб») был развернут временный магазин, оформленный в виде так называемого модного лабиринта. Свои работы там выставили около 100 молодых и перспективных брендов, в том числе 11 из Испании, уточнили организаторы.
Большая часть модельеров, принявших участие в форуме, представляли Москву и Санкт-Петербург. Вместе с ними свои достижения показали бренды из Ижевска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Сургута, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов России.
Интерес за рубежом
Продукция российских дизайнеров не обделена вниманием не только внутри страны, но и за ее пределами. В частности, как рассказали представители бренда Malina fashion из Новосибирска, намерение закупать производимую ими одежду недавно выразили партнеры в Италии. «Несмотря на то что в Европе сейчас в моде вещи в стиле «унисекс», у европейских покупателей есть спрос на наряды, подчеркивающие женственность и элегантность», — указали в компании. По их словам, итальянскую сторону привлекла именно эта отличительная особенность дизайна отечественной марки, которая несколько месяцев назад победила в модном показе в Женеве в рамках Европейского конкурса дизайна.
Производители меховых изделий из Москвы, представившие на форуме блестящие шубы с эффектом металлик, также рассказали о своем успешном взаимодействии с ведущими игроками мировой модной индустрии. Уже на протяжении нескольких лет поставляемые столичной компанией материалы использует гуру моды Карл Лагерфельд при создании меховых коллекций для модного дома Fendi.
Благодаря Минпромторгу, отметили участники форума, они получили возможность на безвозмездной основе представить продукцию на выставке в Петербурге, обменяться опытом, сверить часы с представителям власти, поддержать и установить новые деловые контакты. Все четыре дня работы форума сопровождались вечерними показами мод от уже зарекомендовавших себя и начинающих дизайнеров из России. «Участие в Международном форуме моды — это поддержка для нас со стороны государства», — отметила представитель новосибирской компании.