Рекламный рынок России по итогам 9 месяцев 2017 года вырос на 14% по сравнению с показателем за аналогичный период прошедшего года, суммарный объем рекламных бюджетов за вычетом НДС превысил 285 млрд руб. Такие данные приводятся в сообщении Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Наиболее сильный рост показал сегмент интернет-рекламы (он увеличился на 23% и достиг 115-116 млрд руб., впервые обогнав сегмент телевидения).
Рост сегмента телевидения составил на 13%, объем сегмента в диапазоне 116-117 млрд руб. При этом реклама на основных каналах выросла на 12% (до 112,5-113,5 млрд руб.), а реклама на нишевых каналах — на 42% (до 3,5 млрд руб.).
Сегмент радио вырос на 2% и составил 10,3-10,5 млрд руб. В то же время сегмент out-of home (включает наружную рекламу, indoor рекламу — то есть реклама внутри помещений, а также рекламу в кинотеатрах) увеличился на 9% и составил 31,1-31,3 млрд руб.
По данным АКАР, реклама в печатных СМИ продолжает сокращаться, объем этого сегмента уменьшился на 10%, до 12,4-12,6 млрд руб. Сильнее всего при этом снизился объем рекламы в рекламных изданиях — на 45%, до 1,6-1,7 млрд руб., реклама в газетах сократилась на 3%, до 3,4-3,5 млрд руб., реклама в журналах осталась на уровне прошлого года — 7,3-7,4 млрд руб.
Всего по итогам III квартала рекламный рынок России вырос на 16%.
Лидеры рынка
Большую часть рекламного рынка РФ составляют сегменты рекламы на телевидении и в интернете. Совокупно на их долю приходится более 80% рынка, отмечает АКАР.
Ранее ассоциация сообщала, что по итогам I полугодия объем сегмента рекламы на телевидении составил 79,8-80,3 млрд руб., а объем сегмента интернет-рекламы за этот период составил 74-75 млрд руб. Исходя из этих данных (которые являются предварительными и могут быть позднее скорректированы), по итогам III квартала сегмент телерекламы мог составить 36,2-36,7 млрд руб., а на интернет-рекламу могло приходиться около 41 млрд руб. Таким образом, сегмент интернет-рекламы по итогам июля — сентября мог обойти по объемам рекламу на ТВ в России.
Данные по объему интернет-рекламы были подготовлены ассоциацией совместно с комитетом по исследованиям IAB Russia. Президент IAB Russia Борис Омельницкий отметил, что информация по сегменту интернет-рекламы является предварительной и может быть скорректирована по итогам года. «При этом мы видим, что сегмент интернет-рекламы продолжает расти теми же темпами, что и в первом полугодии: +23% и по итогам трех кварталов почти догоняет сегмент телевизионной рекламы. Основной вклад в поддержание высоких темпов роста обеспечен такими сегментами как видеореклама в интернете, мобильная реклама, поисковая реклама и performance — инструменты», — отметил он.
В пресс-службе «Яндекса» (основная часть выручки компании — интернет-реклама) пояснили, что сейчас фокус рекламодателей смещается к «performance-логике — когда все коммуникации бренда направлены на то, чтобы клиент совершил конкретное действие или покупку». «Интернет сейчас лучше других сегментов отвечает этому запросу. Это стало возможно в том числе потому, что у интернет-площадок есть технологии, данные и инфраструктура для того, чтобы запускать и масштабировать эксперименты под практически любые бизнес-задачи рекламодателей», — рассказали в компании.
В «Яндексе» также отметили, что рекламные технологии в интернете позволяют видеть действие клиента и в офлайне.
Прогнозы на будущее
«Судя по вполне реалистическим прогнозам, рынок медийных коммуникаций в России в текущем году достигнет своего исторического максимума, ориентируясь на объем в размере 400 млрд руб. Таким образом, он уверенно претендует на пятую позицию в европейском рейтинге, приближаясь к объему рынка Италии», — прокомментировал президент АКАР Алексей Ковылов, процитированный в сообщении. «Фактически, можно говорить о восстановлении международных позиций российской рекламной индустрии», — добавил он.
Сопредседатель комитета исследований, аудита и рекламных технологий АКАР, директор по маркетинговым исследованиям Национального рекламного альянса Сергей Веселов, в свою очередь, предположил, что по итогам года объем рекламного рынка РФ может выйти на отметку, близкую к 410 млрд руб. «С учетом роста курса рубля к доллару динамика объема российского рекламного рынка за весь год в долларовом выражении может оказаться еще более впечатляющей — где-то на уровне плюс 28-30%», — добавил он.
По словам Веселова, такого высокого показателя на рынке не наблюдалось с 2007 года. «Поскольку выстраивание рэнкинга национальных рекламных рынков, как правило, осуществляется именно в долларах, то [при прочих равных условиях] наш рынок, достигнув по итогам текущего года ожидаемой сегодня отметки в $7 млрд, заметно приблизится к десятке крупнейших рынков в мире», — указал он.
Веселов полагает, что в целом, ситуация на рекламном рынке остается весьма благоприятной, и в следующем году, возможно, общая динамика по рынку останется высокой.