Кабинет министров Саудовской Аравии принял план долгосрочного развития, направленный на диверсификацию экономики, развитие новых ее отраслей и сведение к минимуму зависимости от экспорта углеводородов.
Соответствующее заявление в ходе заседания правительства сделал глава крупнейшей ближневосточной монархии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд, чей сын, второй наследный принц Мухаммед бен Сальман, является инициатором этой программы, которая получила название «Взгляд королевства 2030».
«Мы направили в совет по экономическим вопросам (совет по экономическим вопросам и развитию страны при кабинете министров Саудовской Аравии) план развития до 2030 года», — сказал король. — Надеемся, что он послужит примером для всего мира».
Король говорит, принц разъясняет
Речь Сальмана бен Абдель Азиза транслировалась в эфире многих арабских телеканалов, однако комментарий второго наследного принца был в распоряжении лишь у «Аль-Арабии».
Мухаммед бен Сальман дал этому общеарабскому каналу интервью, в котором изложил все подробности плана реформ, в особенности в аспектах, которые касаются приватизации нефтяной государственной компании Saudi Aramco и последующем создании крупнейшего в мире суверенного фонда.
«У нас в Саудовской Аравии развилась серьезная нефтяная зависимость», — констатировал второй наследный принц, суть плана которого в цифрах сводится к увеличению доходов вне нефтяного сектора до $267 млрд к 2030 году.
«Золотой ключик»
«IPO (первичное размещение акций) компании Aramco — это один из ключевых аспектов», — сказал принц, возглавляющий экономический совет при правительстве королевства. Он добавил, что на первом этапе планируется «продать менее 5% Aramco». Столь малый объем он объяснил большими размерами компании.
О том, что власти собираются разместить акции Aramco на открытом рынке, Мухаммед бен Сальман сообщил в начале января журналу Economist, а позднее подтвердил это сообщение агентству Bloomberg. Появившаяся информация вызвала скепсис в рядах аналитиков и экспертов, так как нефтяной гигант считается одной из самых скрытых корпораций в мире.
Однако в интервью принц рассказал, что с частичной приватизацией ситуация будет меняться. «Листинг Aramco имеет множество положительных аспектов, появление прозрачности — главный из них», — сказал член королевской семьи. «Многие были не рады тому, что данные и информация об Aramco не публикуются, не имеет ясности и прозрачности», — добавил он, заключив, что IPO предполагает объявление о счетах.
Крупнейший фонд
О планах создать крупнейший в мире суверенный фонд Мухаммед бен Сальман объявил еще в начале текущего месяца. Ожидается, что большая часть его активов будет выручена частично за счет приватизации Aramco, а общий капитал превысит $2 трлн. «Общественный инвестиционный фонд (ОИФ) будет обладать 10% мирового инвестиционного потенциала», — заявил принц.
Бен Сальман пояснил, что этому фонду также передадут часть саудовских земель, а его работа будет, в частности, направлена на развитие городов. При этом Aramco и ОИФ не свяжут напрямую, у каждого из этих институтов будет собственное руководство. В целом же принц заключил, что благодаря IPO Aramco и перевод акций в ОИФ означает, что инвестиции, а не нефть, должны стать основным видом доходов страны.
Оборонная промышленность
В своей речи сын короля неоднократно проявлял недовольство по поводу провала в оборонном секторе саудовской экономики. «Когда я захожу на саудовскую военную базу, я вижу, что полы выложены мрамором, стены красиво декорированы, и в целом складывается впечатление пятизвездочного отеля. Я приезжаю на американскую базу и вижу, что из потолка торчат трубы, пол простой без мрамора и ковров. Это цемент. Практично», — поделился принц, добавив, что с затратами на оборону есть проблемы.
Он также выразил негодование тем, что страна находится на третьем месте в мире по уровню затрат на продукцию военного назначения, при этом на территории королевства практически ничего не производится. «Мы тратим больше Великобритании, больше Франции, при этом у нас нет своей промышленности. У нас велик спрос. Если мы увеличим долю собственной продукции до 30-50%, то это создаст новый огромный промышленный пласт, это поддержит экономику в значительной степени, это позволит создать рабочие места», — заключил министр.
«Сейчас мы планируем создать холдинг, который будет состоять из предприятий по производству военной продукции, на 100% принадлежащий государству. В дальнейшем для прозрачности его акции также будут размещены на рынке», — сказал он. «Мы очень далеко продвинулись в вопросе создания этой госкомпании. Осталось лишь кое-что отретушировать. Подробностей можно ожидать в конце 2017 года», — пояснил принц.
Повод для реформ
В конце декабря 2015 года было объявлено, что дефицит саудовского бюджета в 2016 году может составить 327 млрд саудовских риалов ($87 млрд). Ожидается, что доходы в 2016 году достигнут 513 млрд риалов ($137 млрд). Тогда же стало известно, что в уходящем году дефицит бюджета превысил рекордную сумму в 367 млрд риалов ($98 млрд) в результате падения цен на нефть.
Доходы составили 608 млрд риалов (|$162 млрд), 73% из которых пришлись на нефтяной сектор. Затраты достигли 975 млрд ($260 млрд), поэтому не удивительно, что власти в данной ситуации приступили к активным действиям.