Президент госбанка ВТБ Андрей Костин предложил ужесточить ответственность предприятий-заемщиков перед кредитными организациями. Костин, в письме к президенту Дмитрию Медведеву, предлагает ограничить права должников при банкротстве и ввести уголовную ответственность за фальсификацию документов по кредитам. Об этом пишет газета «Коммерсант».
Костин пишет, что «ослабление финансовой дисциплины заемщиков» становится одной из главных угроз экономической безопасности России. В письме от 20 апреля президент ВТБ указывает, что суммарный объем невозвращенных компаниями кредитов превысил 600 миллиардов рублей, что составляет 15 процентов от совокупного капитала банковской системы. При этом должники часто уклоняются от исполнения обязательств перед банками.
Президент ВТБ предлагает ввести уголовную ответственность для руководителей предприятий за действия, направленные на исключение заложенного имущества из состава имущества заемщика либо кредитора. Газета «Ведомости» отмечает, что вывод активов Костин предлагает приравнять к мошенничеству, за которое в УК предусмотрено лишение свободы на срок до 10 лет. Костин также предлагает ввести уголовную ответственность за фальсификацию документов, подтверждающих существование задолженности у компании, в отношении которой запущена процедура банкротства.
Сейчас руководитель компании несет уголовную ответственность за преднамеренное банкротство (до шести лет лишения свободы) и за неправомерные действия при банкротстве (до трех лет). Однако в законе речь идет об ответственности во время процедуры банкротства, а Костин предлагает вводить ответственность еще до начала процедуры.
Костин также предлагает внести поправки в закон о банкротстве, запретив выдвижение кандидатуры арбитражного управляющего должником, в случае, если дело о банкротстве инициировала сама компания. По мнению президента ВТБ, право выдвижения управляющего должно быть закреплено за кредиторами.
Предложения Костина до 20 июня должны рассмотреть правительство и Высший арбитражный суд.
Инициативу Костина поддержал и глава Сбербанка Герман Греф. Агентство по страхованию вкладов, которое управляет признанными банкротами банками, также поддержало предложения Костина. Сейчас АСВ постоянно встречается с ситуацией вывода имущества и средств из банков.
«Коммерсант» отмечает, что с октября 2008 года доля просрочки в кредитном портфеле банка выросла с 1,7 до 5 процентов. За четыре первых месяца 2009 года ВТБ получил чистый убыток в размере 25,9 миллиарда рублей, который объяснил, в частности, ростом отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Сбербанк, крупнейший банк в России, в апреле получил убыток в размере 4 миллиарда рублей. «Пять-шесть предприятий, заставив увеличить резервы на возможные потери по кредитам, отняли у нас прибыль в прошлом месяце», — заявила накануне зампред правления Сбербанка Белла Златкис.
Стоит отметить, что ранее к Медведеву с просьбой откорректировать законодательство о банкротстве в пользу предприятий обращались предприниматели. По поручению президента России, Минэкономразвития разработало поправки в закон о банкротстве, которые позволят российским компаниям заняться финансовым самооздоровлением.
Изменить законодательство президента попросил в феврале 2009 года бизнесмен Олег Дерипаска, предложив изменить на время кризиса закон о банкротстве, в частности, дать суду полномочия вводить запрет на выплату долгов на период реструктуризации бизнеса во время банкротства.