Россия продолжит работу по созданию единой валюты для стран СНГ, сообщил президент страны Дмитрий Медведев на встрече с активом ЛДПР. Само собой разумеется, что такой валютой может стать только российский рубль.
По мнению президента, рубль вправе претендовать на роль региональной валюты. Кроме того, по словам Медведева, Россия уже переходит на расчеты с Белоруссией и Казахстаном в рублях. «К необходимости создания большего количества региональных резервных валют мы подошли значительно ближе, чем это было до кризиса», — подчеркнул глава государства. И пояснил, что в докризисной обстановке речь шла о нескольких валютах, способных обеспечить экономическую стабильность на пространстве бывшего СССР. Однако в нынешней ситуации речь о 3-4 валютах уже не идет, не справляются они с предложенными задачами. В этой связи только российский рубль, по мнению Дмитрия Медведева, органично претендует на эту роль.
«Кстати, такие процессы сейчас идут, и наши партнеры из Белоруссии, Казахстана, других стран говорят — да, мы бы хотели значительную часть расчетов перевести в рубль, что, собственно говоря, часто происходит», — добавил Медведев.
Вместе с тем, речь не идет о навязывании рубля для взаиморасчетов. «Вопрос, конечно, в том, насколько рубль выглядит привлекательно, — сказал глава государства. — Это вопрос для наших партнеров, потому что они должны сами сказать, что хотят торговать за рубли». Прежде всего, необходимо всемерно укреплять российскую валюту. «Чем крепче будет рубль, чем раньше мы начнем торговать энергоносителями за рубли, а не за доллары или в другой иностранной валюте, тем проще будет перейти к идее рубля как резервной валюты», — сообщил российский президент.
Дмитрий Медведев считает необходимым переориентировать на страны СНГ и продовольственный импорт: «В части продовольственной безопасности мы могли бы более активно сотрудничать и торговать с государствами СНГ». «Но импорт, конечно, лучше заполнять продукцией из стран СНГ. Мы начали недавно проверять, и действительно в резервы закладывают мясо, и не только мясо, из дальнего зарубежья — я не говорю о его качестве, хотя уверен, что оно точно не лучше — при этом ближайшим партнерам отказывают», — сказал он в ходе беседы с активом ЛДПР.
Мысль о создании новой региональной валюты не нова. Больше того, в самом начале мирового финансово-экономического кризиса Россия предложила рубль как еще одну мировую резервную валюту. И тогда на это были свои резоны: третьи в мире золотовалютные резервы, наличие крупнейших в мире углеводородных запасов… Однако потом, в связи с большими тратами на поддержание российской экономики, эти идеи ушли в тень.
И вот теперь, на фоне относительно положительных тенденций, тема снова актуальна. Объем международных резервов РФ по состоянию на 22 мая 2009 года вырос за неделю на 8,6 млрд долларов и составил 399,9 миллиарда. На 15 мая 2009г. ЗВР находились на уровне 391,3 миллиарда. Как сообщил в минувший четверг глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев на Петербургском банковском конгрессе, международные резервы РФ с 1 февраля по 25 мая увеличились на 15 млрд долларов — с 387 млрд до 402 миллиардов. Такую динамику золотовалютных резервов РФ аналитики связывают в основном с действиями ЦБ по сдерживанию роста курса рубля.
Между тем, в российском информационно-аналитическом пространстве присутствуют и негативные оценки перспективы рубля как региональной валюты. Известный экономический «паникер» Михаил Хазин считает, что России вряд ли удастся реализовать концепцию расчета в рублях на территории стран СНГ. «Если бы Россия была крупнейшим торговым партнером стран СНГ, тогда можно было вести речь о перспективах рубля как единой валюты в СНГ. Но при этом сам рубль достаточно нестабилен, что объясняется и политикой Центробанка, также и с бюджетом у нас проблемы. Поэтому я не очень уверен, что у нас есть серьезные шансы реализовать эту концепцию», – заявил он «Накануне.ру».
По его мнению, весьма проблематично вести расчеты в рублях даже за энергоносители. «Чтобы продавать энергоносители за рубли, мы должны всем выдавать кредиты в рублях, чтобы они смогли ими расплачиваться. Или тогда нужно создавать систему работы с рублями за пределами страны, а в этом направлении никто не работает», – сообщил руководитель консалтинговой компании «Неокон». По мнению Хазина, даже в отношении отдельных стран, таких как Белоруссия или Казахстан, едва ли представляется возможным рассчитываться в рублях: «Даже с Белоруссией мы не самые серьезные партнеры, она сейчас ориентируется на Евросоюз».
Однако Россия не одинока в стремлении провести своеобразную антидолларовую революцию, и это внушает некоторый острожный оптимизм. Так, например, выступая еще в марте на XI съезде Евразийской ассоциации университетов в Астане, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать единую мировую валюту под эгидой ООН. «Надо переходить к абсолютно новой глобальной валютной системе, основанной на легитимной и, с точки зрения всех стран, единой денежной единице расчета. В ее создании, эмиссии, регулировании должны участвовать все страны», — решительно заявил казахский лидер. А в это же время российский премьер Владимир Путин на форуме в Давосе говорил о необходимости перехода к модели нескольких резервных валют. И если Путин предлагает рубль в качестве региональной резервной валюты, то Назарбаев валюту России не очень-то поддерживает. Тем не менее, оба политика едины в одном: они делают акцент на необходимости защиты от доллара.