Нынешнее поколение людей все больше теряет способность удивляться. Цветной становится президентом США, Северная Корея — ядерной державой, римская католическая церковь — главным педофилом планеты, General Motors — банкротом. Ну и что ж?
General Motors (GM) называли «американской иконой». На эту икону американцы истово молились. И как было не молиться? Находясь в зените, GM строил более половины всех американских автомобилей. Он был самым большим частным работодателем в мире. Именно GM сыграл решающую роль в создании среднего класса в Соединенных Штатах. Когда Никита Хрущев посетил один из мичиганских заводов GM и увидел на стоянке тысячи автомобилей, принадлежащих рабочим завода, он отказался поверить в это, сочтя все за потемкинскую деревню.
И вот икона обанкротилась, стала обыкновенной картинкой. А Dow Jones подсыпал еще соли на свежую рану: дал пинка GM и выбросил его из своих индексов — тридцати самых что ни на есть «голубых фишек» американской промышленности и финансов. Это решение войдет в силу 8 июня. А ведь GM был непременным членом индексов с момента своего возникновения. Тогда в них входили всего 12 титанов.
Решение, определившее судьбу GM, было принято вечером 26 марта в комнате без окон, которая когда-то служила кабинетом президента Теодора Рузвельта. Барак Обама дал добро на банкротство GM. Как писал Bloomberg News, это решение «изменило будущее автомобильной индустрии Соединенных Штатов». Разумеется, изменило. Но дело не только в этом, да и не столько. Банкротство GM и то, что он выйдет из него сильно уменьшенным, является зеркальным отражением перемен, которые происходят с самой страной.
Вы спросите: как может быть банкротство хорошим? Начнем с GM. Только банкротство могло спасти его от полной несостоятельности и удавки заимодавцев. Это раз. Во-вторых, только банкротство может заставить GM отказаться от мании грандиоза, символом которой стал «Хаммер». (Кстати, идея создания «Хаммера» принадлежала Арнольду Шварценеггеру — величайшему Терминатору всех времен и народов.) Банкротство GM подтвердило, что, несмотря на широкие дороги, американец не может держать карман шире. Экономика и окружающая среда диктуют необходимость небольших и экологически чистых автомобилей. За ними будущее.
Судьба GM — почти зеркальное отражение судьбы USA. Америка больше не может претендовать на мировую гегемонию. Кишка стала тонка. И ей необходимо пересесть с «Хаммера» на более соответствующее ее нынешнему весу средство передвижения. Так будет безопаснее и для нее, и для всего мира. Банкротство имперских амбиций пойдет только на пользу Соединенным Штатам. Пересев на «малолитражку», Вашингтон легче избежит опасных катастроф на путях истории, которые мало похожи на идеальные американские фривеи и хайвеи.
Но даже это еще не все. Банкротство GM — не только «деталь» банкротства USA. Оно еще и свидетельство банкротства всей системы безудержного, бесконтрольного свободного предпринимательства, рынка. Дело не только в частичной национализации GM, при которой 60% концерна будет принадлежать государству. Дело в том, что бороться с мировым финансово-экономическим кризисом невозможно без обуздания его виновника — свободного рынка и его жрецов. Только государство способно защитить своих граждан от менял, захвативших храм и превративших его в свою кормушку и хлев.
Итак, банкротство GM — это одновременно банкротство USA и свободного рынка. Как символично, что президент Обама поручил демонтаж GM и коррекцию правил американского капитализма «мальчишке» — 31-летнему Брайану Дизу. Он родился, когда американский автопром уже находился в состоянии кризиса. До самых последних дней Диз ни разу не бывал ни на одном автозаводе. Его знания в этой области ограничивались баранкой. Но именно ему Обама поручил возглавить реструктуризацию GM. А ведь Диз не имеет формального экономического образования и не учился в Гарвардской школе бизнеса! Но «новые песни» требуют «новых птиц», мозги которых не закостенели в фридменовском учении о всесилии и непогрешимости свободного рынка.
Банкротство GM может дорого обойтись в политическом плане и президенту Обаме, и демократическому конгрессу. Перевыборы в конгресс состоятся в 2010 году, а новые президентские выборы — в 2012-м. От реструктуризации GM пострадают в основном те штаты, где обычно решается судьба этих выборов. Вот почему Обаме приходится спешить и почему даже в его партии он встречает сопротивление. Недовольны и многие налогоплательщики, за счет которых оплачивается банкротство GM (общая сумма — 50 миллиардов долларов).
В своем выступлении 2 июня Обама признал «болезненную долю», которую вынуждены будут принести американцы, но сказал, что альтернативой была бы катастрофа. Обама сказал, что «не собирается управлять» GM, то есть дал понять, что национализация концерна носит временный характер. Однако понятие «временности» весьма растяжимо.