Судьба латвийской валюты вызывает серьезные опасения: центральный банк страны объявил, что с начала года потратил без малого 1 млрд. евро на поддержание лата.
Если Риге придется все же девальвировать валюту, это может вызвать волну аналогичных мер во многих восточноевропейских государствах и нанесет удар по инвестициям в латвийскую экономику, которые делали банки других европейских стран.
Только на прошлой неделе центробанк страны продал 237 млн. евро, а всего с 1 января этого года — 907 млн.
Латвия пока еще надеется получить средства на поддержание своей валюты от Европейского союза и Международного валютного фонда (МВФ) в соответствии с декабрьской договоренностью о получении от них 7,5 млрд. евро.
Сейчас правительство страны взвешивает «за» и «против» вероятного решения о дальнейших сокращениях государственных расходов с тем, чтобы уменьшить бюджетный дефицит и, таким образом, получить право на очередной транш в соответствии с декабрьской договоренностью. В связи с этим на этой неделе в Риге будет работать специальная делегация МВФ.
Министр финансов Латвии Эйнарс Репше в понедельник отметил, что правительство намерено предложить дополнительное сокращение расходов на несколько сот миллионов евро.
Эффект домино
В первые три месяца этого года экономический спад в Латвии достигал 18% в пересчете на среднегодовые показатели.
При этом курс национальной валюты здесь зафиксирован в коридоре, позволяющем лату варьироваться в пределах 1% от стоимости евро. И с падением других валют режим жесткой привязки к евро привел к тому, что латвийский экспорт стал неконкурентоспособным.
Однако девальвация лата привела бы к серьезнейшим последствиям для Эстонии и Литвы, крупнейшим торговым партнерам Латвии. А это, в свою очередь, нанесло бы удар и по Швеции: банки этой страны активно вкладывали средства в балтийские республики. Особенно уязвимым при этом оказывается Swedbank, крупнейший заемщик в регионе.
С начала июня шведская крона и без того уже упала на 1,6% по отношению к евро.
Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис на прошлой неделе объявил: ситуация «когда мы заключим соглашение с иностранными заемщиками, рынок успокоится».
«Нам нужно просто отложить эти переговоры (по поводу девальвации) в сторону, — сказал Домбровскис в телевинтервью. — Мы просто загоняем себя и раздуваем страсти. Центральный банк и правительство ясно сказали, что девальвации не будет».