Главная » Банки » «Великолепная четверка» сыграет на нервах у Запада? БРИК может стать экономическим блоком

«Великолепная четверка» сыграет на нервах у Запада? БРИК может стать экономическим блоком

В преддверии саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), который во вторник начнется в Екатеринбурге, мировое сообщество активно обсуждает, перерастет ли стихийное объединение в экономический блок. Очевидно, что многим западным экономистам этого не хотелось бы. Некоторые из них уже поспешили исключить Россию из «великолепной четверки». Другим, наоборот, будущее видится в расширении БРИК до БРИИК за счет Индонезии. В любом случае весь мир понимает, что в составе квартета или квинтета эти государства могут сильно укрепить свое влияние.

Казалось бы, совсем недавно, в 2001 году, когда Goldman Sachs ввел в обиход аббревиатуру БРИК, никто не подразумевал, что государства «четверки» смогут реально объединить свои усилия. Новое сокращение понадобилось тогда для удобства обозначения четырех наиболее развивающихся стран.

Схожесть звучания английской транскрипции BRIC тогда ассоциировалась с brick (кирпич) — фундамент для роста мировой экономики. Сейчас для Запада кирпич трансформировался в камень преткновения, особенно если страны объединят свои усилия. Пока экономическим блоком БРИК официально себя не провозглашал. Но шаги в этом направлении делаются. Недаром же екатеринбургская встреча — уже вторая по счету.

Некоторые эксперты, правда, упорно выпихивают из «четверки» Россию. Например, как недавно заявил ведущий аналитик по развивающимся рынкам компании RBC Capital Markets Найджел Ренделл, значительное падение ВВП (9,5% — за первый квартал) наряду с зависимостью России от сырьевых цен не позволяет нам стоять в одном ряду с коллегами по БРИК. То есть все идет к тому, чтобы квартет преобразился в трио — БИК.

Совершенно иное мнение высказали аналитики банка Morgan Stanley. Они уверены, что четверка наиболее динамично развивавшихся стран может превратиться в пятерку БРИИК за счет включения Индонезии. Впрочем, и на этом расширение аббревиатуры может не закончится. Многие азиатские страны смогут присоединиться к локомотиву роста, как принято называть БРИК. Букв на всех хватит. По мнению главного аналитика Morgan Stanley по странам Азии и emerging markets Джонатана Гарнера, развивающиеся рынки — единственные, кто может предложить долговременный рост среди мировых рынков вслед за ростом экономики и корпоративных прибылей в Китае.

Достаточно сказать, что индекс MSCI Emerging Markets, который учитывает ситуацию на рынках 23 развивающихся государств, взлетел на 39% с начала текущего года, в то время как MSCI World вырос всего на 7,3%. Развивающиеся страны занимают все 10 первых позиций в рейтинге рынков, показывающих наибольший прирост в этом году.

При этом на стороне БРИК есть и еще один аргумент — сильная финансовая база. Резервы четырех стран в общей сложности составляют $2,8 трлн. При этом они являются крупнейшими держателями казначейских облигаций США, то есть их основными кредиторами. Это, что называется, повод для того, чтобы открыть дискуссию.

С марта Америка пребывает в нервной дрожи от разговоров о создании новой резервной валюты. Недавно появилась новая красная тряпка — облигации, которые хочет выпускать Международный валютный фонд (МВФ). Конечно, это пока не новая валюта, но по сути альтернативный Соединенным Штатам должник. При этом уже три страны БРИК — Китай, Россия и присоединившаяся к ним на прошлой неделе Бразилия — заявили о желании вложить в облигации МВФ $70 млрд. А значит, не менее чем на эту сумму уменьшить инвестиции в американские бумаги.

И это уже можно считать серьезным вызовом.

— Страны БРИК дают понять, что являются частью главной лиги, — заявил в интервью агентству Bloomberg экономист Goldman Sachs Group Inc. в Нью-Йорке Альберто Рамос. — Они намерены покупать бонды МВФ не для того, чтобы диверсифицировать резервы, а для того, чтобы получить более значительный вес на мировых рынках.

Несомненно одно — развитые страны в усилении влияния БРИК видят прямую угрозу и, естественно, будут сопротивляться объединению. Но именно это было для развивающихся государств наиболее правильным решением. Создание крепкого экономического блока в азиатском регионе смогло бы положить начало новому многополярному мироустройству, о котором в последнее время так часто говорят мировые лидеры.

Тем не менее нужно признать, что для нашей страны все, увы, складывается не самым благоприятным образом. Впрочем, как и для Бразилии. Так, согласно прогнозам американских аналитиков, экономический рост Индии и Китая к концу года может достигнуть 5,1% и 6% соответственно. Бразилия положительными показателями хвастаться пока не может. Но ее предполагаемые убытки оцениваются экспертами в 1%. Хуже дела обстоят с Россией, которая может потерять, по разным оценкам, от 6 до 7,5%.

Проблема в том, что успех, которого достигли страны БРИК за прошедшие года, имел неоднородный фундамент. Если Китай и Индия делали ставку на развитие производства, то Россия, к примеру, получала дивиденды от дорогого сырья. В этом смысле накопленные резервы стали для нас не платой за тяжкий труд, а скорее бонусом. Поэтому если мы хотим объединяться, то нужно бы подтянуть «хвосты». Иначе первой скрипкой нам в оркестре не быть.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.