Работники компании Hansa līzings — дочерней структуры АО Hansabanka — фигурируют в деле о заключении фиктивных договоров о лизинге на имена ничего не знавших об этом людей. Мошенники присвоили таким образом более 50 тысяч латов.
Бизнесмен Александр Подольский столкнулся с серьезными проблемами с компанией Hansa līzings, которые удалось решить только через суд.
Много интересного о себе
«Осенью прошлого года я захотел поменять машину, пришел в лизинговую компанию и там узнал, что числюсь в Регистре должников Банка Латвии, — рассказывает Бизнес & Балтии г-н Подольский. — Для меня это стало сюрпризом. Да, у меня есть кредиты, в том числе и ипотечный, в латвийских банках. Но до сих пор моя кредитная история была идеальной: ни одного просроченного платежа. А тут — такие новости!».
В Банке Латвии г-н Подольский узнал, что деньги он не отдал компании Hansa līzings. В лизинговой фирме он выяснил, что должен 12971 лат. Заем, как узнал А.Подольский, он взял в конце 2003 года на покупку машины Toyota RAV 4. Первый платеж бизнесмен должен был внести 15 января 2004 года. Но этого не сделал. В итоге Hansa līzings в марте прервал отношения с Александром Подольским.
Регистр должников создан банками для внутреннего пользования. Финансовые учреждения при его помощи выясняют кредитную историю настоящих или потенциальных клиентов. Любому оказавшемуся в списке человеку путь к дальнейшим кредитам либо существенно осложнен, либо и вовсе заказан.
Раздвоение личности
«Тут я стал вспоминать, как же мог попасть в историю. В 2001 году мы с компаньоном хотели взять новые автомобили в лизинг. Приехали в офисный центр на улице Маскавас, 240. А там были офисы Unilīzings и Hansa līzings. Зашли в оба, чтобы просто сравнить предложения. Естественно, оставили там свои личные данные. В итоге финансирование для автомобилей взяли в Unilīzings, — делится воспоминаниями Александр. — А через два года и мне, и партнеру стали приходить письма от Hansa līzings, что мы, мол, приобрели при их помощи джипы и не платим. Поехали разбираться».
По словам предпринимателя, им показали договор о предоставлении финансирования, составленный честь честью. Вот только прилагавшаяся к нему копия паспорта была сделана с никогда не существовавшего документа.
«Все данные, например, персональный код, соответствовали истине. Но фотография была специально затемнена, так, чтобы не разглядеть лица. Подпись явно не моя. Но самое главное — мне показали копию латвийского паспорта. Но я — гражданин России! И паспорт у меня российский!» — до сих пор возмущен собеседник Бизнес & Балтии.
Кроме того, выяснилось, что в тот день, когда — по документам — Александр подписывал договор в Риге, он находился… в России, о чем свидетельствует отметка пограничников в паспорте. Г-н Подольский тут же обратился в полицию.
Автомобили—невидимки
Стражи порядка выявили подделку документов. Помимо этого они выяснили, что кроссовер Toyota RAV 4, который пострадавший взял у Hansa līzings, не только никогда в Латвии не регистрировался, но его попросту не существовало.
Полиция завела уголовное дело по статьям 177, часть 3 (мошенничество в крупных размерах в организованной группировке) и 275, часть 2 (подделка документов).
Предварительное следствие установило, что мошенничество происходило с 24 ноября по 9 декабря 2003 года. За это время с Hansa līzings было заключено 4 договора (№ 25248, № 25249, № 25292, № 25294) о приобретении машин с использованием фальшивых документов на общую сумму 51921 лат. Договор № 25249 был составлен на имя Александра Подольского. И его, и три других заключил представитель лизинговой компании Нормунд Балтайс. Во всех случаях продавцом выступала фирма Airko (можно перевести как «Воздух ко». — Бизнес & Балтия), на чей счет в АО Hansabanka и были перечислены все средства.
Расследование продолжается. Александру Подольскому определен статус свидетеля.
«Когда все это выяснилось, я обратился в Hansa līzings с объяснениями. Там ситуацию поняли. Я и решил, что она сама собой разрешилась», — вспоминает Александр.
Пусть сначала найдет преступников
В объяснении суду, датированном 26 февраля 2008 года, Hansa līzings указывает, что еще в 2005 году внесла «должника» в централизованный черный список — в соответствии с латвийским законодательством.
Предприниматель опять обратился в лизинговую структуру — теперь уже с просьбой из регистра его вычеркнуть, поскольку долг образовался в результате мошенничества.
Но ни разговоры с работниками Hansa līzings, ни письменный запрос (на него, кстати, ответа так и не пришло) делу не помогли. Александр Подольский как был в Регистре должников, так и оставался.
«Отказ они мотивировали следующим образом. В уголовном деле я нахожусь в статусе свидетеля. Из регистра меня выпишут или когда я получу статус потерпевшего, или когда будут пойманы виновники преступления», — говорит Александр.
Проблемы из-за записи в регистре не заставили себя ждать. Во-первых, г-н Подольский так и не смог поменять машину: лизинговая компания, с которой он сотрудничал, не решалась заключить с ним договор. Во-вторых, пришло письмо уже из SEB banka, который срочно требовал объяснить причины попадания Александра в Регистр должников, пообещав в противном случае разорвать договор ипотеки.
В результате бизнесмен подал иск против Hansa līzings в суд Центрального района Риги. В нем г-н Подольский требовал аннулировать лизинговый договор, заключенный по подложному паспорту, вычеркнуть его имя из Регистра должников и выплатить компенсацию морального ущерба — 12971 лат, то есть столько же, сколько стоила якобы купленная им Toyota RAV 4.
Суд вынес свой вердикт несколько недель назад. Hansa līzings обязали аннулировать договор, заключенный в 2003 году, и покрыть судебные издержки. Из Регистра должников компания все-таки вычеркнула Александра Подольского сама, не дожидаясь решения суда. А вот обоснование морального ущерба слуги Фемиды сочли недостаточным и требование о его возмещении отклонили. Александр Подольский заявил Бизнес & Балтии, что намерен опротестовать эту часть решения.
Мы сами пострадавшие
«Наша компания сама стала жертвой мошенничества, причем очень изощренного и сложного. Недаром полиция не может до сих пор найти виновного, — представила Бизнес & Балтии комментарий Hansa līzings пресс-секретарь Hansabanka Кристина Якубовска. — В 2003 году фирма еще не имела доступа к базам данным Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD), поэтому и не могла проверить всю информацию о машине. Договоры основывались только на техпаспорте. Но документы, как установило следствие, были поддельными. Наш менеджер, основываясь на предоставленной информации, заключил 4 договора в соответствии со своими прямыми обязанностями. Что касается случая с Александром Подольским, то произошло недоразумение. Он не предоставил нам всей информации и всех бумаг. Если бы он заранее дал доказательства, которыми располагал на суде, никакого разбирательства не потребовалось бы».
«Все документы я приносил и с юристом Hansa līzings общался неоднократно. Мне не нужно было ничего скрывать. Предоставить полную информацию было в моих же интересах», — парирует Александр.
Сюрпризы ожидаются
Как бы то ни было, но на главные вопросы Бизнес & Балтии представители Hansa līzings так и не ответили.
Во-первых, неизвестна судьба других договоров, фигурирующих в уголовном деле. Аннулированы ли они, знают ли о наличии «долга» лица, в них упомянутые, занесены ли они в Регистр должников? Представители Hansa līzings говорить об этом не стали, мотивировав отказ продолжающимся следствием. В полиции комментариев Бизнес & Балтии не дали по той же причине.
«Я думаю, участь и этих людей незавидна. Скорее всего, они тоже в Регистре должников. По крайней мере, мой компаньон, который попал в ту же ситуацию с Hansa līzings, что и я, в черном списке и по сей день», — считает Александр Подольский.
Кто украл личность?
Главное же — Hansa līzings не разъяснил Бизнес & Балтии, каким образом персональные данные клиентов попали в руки мошенников.
Действующий закон «О защите данных физических лиц» гласит: любой человек имеет право на защиту сведений о себе. Организация же, получившая подобную информацию, обязана обеспечить «честную и законную обработку данных», что подразумевает и надежное хранение. В противном случае юридическому лицу грозит штраф до 10 тысяч латов.
Тем не менее «кражи идентичности» в Латвии происходят все чаще и в преступные схемы оказываются втянутыми в том числе и лизинговые компании. Так, прокуратура расследует дело, в котором фигурирует GE Money. Подозреваемые, раздобыв на стороне около сотни ксерокопий паспортов, поназаключали с ней десятки лизинговых договоров о покупке мобильных телефонов. Чтобы повесить эти долги общей суммой около 20 тыс. латов на ничего не знающих людей, хватило одного недобросовестного продавца магазина электроники, имевшего право оформлять лизинг на месте.
Президент Ассоциации коммерческих банков Латвии Теодор Тверийонс, в свою очередь, заявил Бизнес & Балтии, что ситуация с Hansa līzings для отрасли не типична: «У нас хранятся миллиарды байт информации о клиентах, и даже если произошла утечка одного — это уже ЧП. Как мошенники могли получить доступ к сведениям? Вариантов два: либо предприятие само виновно, поскольку не смогло обеспечить должной процедуры и системы защиты данных, либо нашелся преступник, который оказался умнее всех специалистов фирмы. В любом из двух случаев лизинговая компания показала себя не с лучшей стороны».
Рекомендуем на данную тему:
Кто подставил Hansabanka
Миллионеру из Вентспилса вернули арестованные миллионы