Нормы пакета антитеррористических поправок депутатов Госдумы Яровой и Озерова в части хранения операторами связи трафика интернет-мессенджеров (например, WhatsApp, Telegram, Viber) и онлайн-кинотеатров могут быть смягчены. Соответствующие поправки содержатся в законопроекте Медиа-коммуникационного союза, предлагающем изменения в федеральный закон «О противодействии терроризму» (имеется в распоряжении ТАСС).
В частности, поправки предполагают снять с операторов связи обязанность хранить информацию, хранимую «организаторами обмена мгновенными сообщениями и организаторами аудиовизуальных сервисов» (то есть сервисами обмена сообщениями и онлайн-кинотеатрами).
Пакет антитеррористических законов, подписанный 7 июля президентом России Владимиром Путиным, с 1 июля 2018 года обязывает операторов связи в течение трех лет хранить сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображений, звуков и видео. Самый «тяжелый» контент — изображения, звуки и видеоинформацию — операторы должны хранить 6 месяцев. Всю эту информацию также необходимо будет предоставлять по запросу спецслужб.
«Пакет Яровой» вызвал широкий резонанс в обществе и телекоммуникационной отрасли. Операторы связи еще на стадии подготовки закона направляли письмо в адрес председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, в котором просили отклонить законопроект.
Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов также направил письмо Матвиенко с просьбой не поддерживать принятый Госдумой закон, обязывающий операторов связи хранить данные о действиях пользователей и раскрывать ключи для декодирования сообщений.
Документ также предлагает ввести обязательную идентификацию пользователей мессенджеров. Согласно предложениям, появится возможность рассылки сообщений в мессенджерах по инициативе госорганов. При этом будет установлен запрет на обычные массовые рассылки.
Кроме того, законопроект предусматривает ограничения и для аудиовизуальных сервисов: участие иностранных физлиц и юрлиц в капитале таких сервисов в России не должно превышать уровень в 20% (аналогичное ограничение сейчас предусмотрено для СМИ). Также онлайн-кинотеатры с ежедневной аудиторией свыше 100 тыс. пользователей на территории РФ ежедневно в течение месяца будут включены в специальный реестр Роскомнадзора.