Непубличная бюрократическая организация сделала для Украины больше, чем сладкоголосые политики, пишет Глеб Вышлинский, руководитель отдела исследовательской компании GfK Ukraine, в своей колонке в еженедельнике Корреспондент.
Советская пропаганда была самой эффективной пропагандой в мире. Уже почти 20 лет нет СССР, но ярлыки из ленты ТАСС сих пор прочно держатся на «агентах мирового империализма». Ключевое место среди них занимает Международный валютный фонд, чья функция заключается в «колонизации стран третьего мира и превращении их в сырьевые придатки Запада». С коммунистами, которые продолжают транслировать миф о том, что МВФ загоняет бедные страны в долговую яму, заодно представители крупного капитала из Партии регионов. «Партия регионов сделает все от нас зависящее, чтобы не допустить принятия на таких условиях этих займов», — сказал народный депутат от ПР Николай Азаров в марте этого года. По словам Азарова, партия выступает категорически против проведения пенсионной реформы, которая предусматривает увеличение пенсионного возраста, а также повышения до мировых цен на газ и жилищно-коммунальных тарифов для населения.
К сожалению, в Вашингтоне лучше знают, что нужно украинской экономике, чем в Партии регионов. В 2004 году, когда Азаров был первым вице-премьером, он не верил экспертам МВФ, которые предупреждали правительство Украины об опасности ускорения инфляции. «То, что они (эксперты МВФ) высказывали возможные опасения, что у нас будет инфляционный скачок, — у нас нет инфляционного скачка. У нас инфляция в запланированных параметрах », — сказал Азаров 22 сентября 2004 года. Он оказался плохим прогнозистом — с сентября по декабрь 2004 года цены выросли почти на 8%, что больше, чем за два предыдущих года. После этого годовые темпы роста потребительских цен не опускались ниже 10% и превысили 20% в 2008 году.
Скромный сотрудник миссии МВФ, который разрабатывает экономическую политику за неспособную к этому украинскую власть и при этом выступает в роли врага простого народа, по-моему, уже заслужил небольшой памятник
В том же пятилетней давности документе МВФ вашингтонские экономисты назвали все риски, которые привели к жесточайшему экономическому кризису в Украине четырьмя годами спустя. «Ускорение инфляции может подорвать доверие к макроэкономической стабильности, что, вероятно, даст толчок переводу средств в иностранную валюту. Быстрый рост банковского кредитования в условиях слабых институций несет значительные риски стабильности финансового сектора. Сохраняется подверженность внешним рискам, особенно возможному падению спроса со стороны основных торговых партнеров». К сожалению, именно так все и произошло.
Еще как минимум в 2003 году МВФ начал активно рекомендовать Национальному банку перейти от введенного после кризиса 1998 года режима фиксированного курса гривни к инфляционному таргетированию. При такой политике целью центробанка является поддержание не обменного курса, а низкой инфляции. Фонду удалось убедить в этом Арсения Яценюка, и. о. главы НБУ в 2004 году, однако вернувшийся в Нацбанк в 2005 году Владимир Стельмах жестко выступил против отказа от фиксированного курса. На протяжении последующих лет в обзорах украинской экономики МВФ все жестче говорил о рисках такой политики. «Более гибкий обменный курс сможет препятствовать финансовой долларизации и стимулировать развитие рынка хеджирования [страхования] валютных рисков », — говорилось в рекомендациях МВФ 2007 года. За полтора года до массового банкротства банков Фонд писал: « [Кредитный] бум создал значительный кредитный риск, особенно непрямой риск иностранной валюты, так как большинство заемщиков не страхуют свои валютные риски. Бум также повысил риск ликвидности банков в иностранной валюте, поскольку банки слишком полагаются на зарубежное финансирование, большинство из которого краткосрочное ». Нацбанк не прислушался и не предотвратил.
В середине 1990-х благодаря жесточайшим условиям кредитных программ МВФ Леониду Кучме удалось вытащить Украину из пучины гиперинфляции, прекратив печатать деньги для покрытия гигантского бюджетного дефицита. Сотрудничество с Фондом позволило прочно поставить Украину на путь рыночного развития. Благодаря этому реальный ВВП с 2000-го по 2008 год вырос на 81%. Через 15 лет Фонд снова помогает украинским политикам понять, что происходит, и принимать непопулярные решения. Ту же неблагодарную функцию кредитора последней надежды для обанкротившихся популистских правительств он выполняет в Латвии, Беларуси, Венгрии. Эти страны, как и Украина, транжирили деньги в период экономического бума, не делая ничего для предотвращения надвигающихся проблем.
Скромный сотрудник миссии МВФ, который разрабатывает экономическую политику за неспособную к этому украинскую власть и при этом выступает в роли врага простого народа, по-моему, уже заслужил небольшой памятник. Хотя бы в закрытом от этого народа дворе между Кабмином и Нацбанком, где на него будут смотреть столь многим ему обязанные чиновники.