С начала обещанного глобального реформирования Украины прошло уже больше года. И вот: власть решила отчитаться, какого прогресса удалось добиться в этом отношении.
Так, Нацсовет реформ отрапортовал, что реформу по управлению госсобственностью выполнили уже на 75%. Также, более чем на 50%, реализованы судебная, налоговая реформы, реформы децентрализации, здравоохранения и сельского хозяйства|С начала обещанного глобального реформирования Украины прошло уже больше года. И вот: власть решила отчитаться, какого прогресса удалось добиться в этом отношении.
Так, Нацсовет реформ отрапортовал, что реформу по управлению госсобственностью выполнили уже на 75%. Также, более чем на 50%, реализованы судебная, налоговая реформы, реформы децентрализации, здравоохранения и сельского хозяйства. Всего реформ, описанных на сайте Нацсовета, — 18 (см. инфографику).
Первоочередными считаются реформа системы нацбезопасности, антикоррупционная, судебная, правоохранительная реформа, а также изменения, которые должны отразиться на децентрализации, госуправлении, дерегулировании, здравоохранении и налогах. Реализовать их в полной мере, напомним, должны до 2020 года. В то же время, по последнем опросу TNS, 63% украинцев вообще не ощутили проведения реформ в стране. Журналисты выяснили, отвечают ли подсчеты реальной ситуации.
Президент центра антикризисных исследований Ярослав Жалило отмечает, что моду считать прогресс в процентах Нацсовет взял у прошлой власти: “Примерно так подсчитывали свои успехи и при Януковиче. Это не совсем корректно, но надо понимать, что реформы невозможно реализовать все и сразу, как и сразу увидеть результат”.
Видны результаты работы власти по налоговой реформе и дерегуляции бизнеса, считает Жалило: “В социальной сфере упростили процедуру получения субсидий, немного упрощается и ведение предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства, уменьшили объемы спекуляций в сфере банковского регулирования”. “Еще один плюс — внедрение накопительной системы в пенсионной сфере с 2018 года. А вот полноценно реализовать систему субсидирования пока не удается”, — говорит президент Украналитцентра Александр Охрименко.
По словам Жалило, плюсом можно назвать и изменение механизма расчета за ЖКУ. Видны подвижки по правоохранительной реформе — как минимум в ситуации с созданием полиции. А вот в сфере образования во многом реформы остаются на бумаге. Увеличилась и обороноспособность ВСУ за счет увеличения финансирования, но говорить о переходе на стандарты НАТО и серьезной реорганизации армии пока не приходится.
Но, в то же время, несмотря на регуляторные изменения в налоговой сфере, по мнению экспертов, большого прогресса на практике пока нет: “Тут ситуация, по отзывам самих предпринимателей, только ухудшилась. Несмотря на каникулы от проверок, их все равно проводят контролирующие органы: якобы для поиска фальсификата. Никуда не делись и взятки”. Нескоро, по их мнению, мы также увидим прогресс по реформам и в сфере энергетики.
Согласен с тем, что многие реформы движутся слишком медленно и глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак: “Происходит пиар-имитация некоторых реформ, а в ряде сфер — еще и антиреформы.
Например, обманом стало уменьшение числа налогов — их просто перегруппировали из 22 групп в 9 групп, при этом появились новые налоги — например, на недвижимость, а ставки по таможне и акцизам даже выросли. По децентрализации пока сложно: обещали децентрализацию налогов, а сейчас у нас большая централизация их, чем при прошлой власти: тогда 80% налогов шло в центр, а по бюджету этого года — 82%. Нет и демонополизации: это лучше всего показывает рост тарифов на ЖКУ”.
По словам эксперта, все это хорошо видят западные аналитики: “Поэтому минимально поддерживать нас финансово Европа будет. Но на масштабные инвестиции рассчитывать не приходится”.