Президент Украины Виктор Ющенко на протяжении всех лет пребывания на должности старается направить роботу правительства в этой области в рациональное русло. Вопросом развития Национальной депозитарной системы были посвящены многочисленные совещания и заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины по вопросам улучшения инвестиционного климата в Украине, гарантий и повышения защиты прав собственности, борьбы с рейдерством и коррупцией. Однако члены правительства и Нацбанк будто нарочно стараются не услышать, что им поручает Президент. А судя по последним событиям — вообще стараются сделать все наоборот.
Недавно, 14 февраля, Национальный банк Украины, Украинская межбанковская валютная биржа, фондовая биржа «Первая фондовая торговая система» (ПФТС) и 19 украинских банков, среди которых Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль и Укрсиббанк, договорились о создании ОАО «Всеукраинский депозитарий ценных бумаг». Депозитарий должен быть создан в форме открытого акционерного общества с уставным фондом 80 млн. гривен.
Открытым остается вопрос, зачем создавать новый депозитарий ценных бумаг, когда в Украине их уже существует по крайней мере два — Национальный депозитарий Украины, 86% акций которого принадлежит государству, и депозитарий «Межрегиональный фондовый союз», созданный участниками фондового рынка. Вдобавок, есть еще так называемый депозитарий Национального банка — структурный подраздел украинского центробанка, который отвечает за учет государственных ценных бумаг, в частности, облигаций государственного займа (ОВГЗ).
Как объясняют сами инициаторы учреждения новой структуры, еще один депозитарий нужен для того, чтобы в дальнейшем на его основе создать центральный депозитарий ценных бумаг — единое учреждение, которое бы отвечало за учет всех выпущенных ценных бумаг в Украине.
Речь идет не только о государственных бумагах, но и о таких финансовых инструментах, как акции украинских предприятий, банков, страховых компаний, корпоративные и муниципальные облигации, сертификаты инвестиционных фондов и еще многое другое. Центральный депозитарий по своему назначению несколько напоминает центральный банк, функции которого в Украине выполняет Национальный банк. То есть, аналогично тому, как НБУ координирует работу сотни коммерческих банков, центральный депозитарий должен объединять в единую информационную сеть еще большее количество существующих в Украине компаний и банков-хранителей, которые обслуживают счета в ценных бумагах для инвесторов, и регистраторов, которые ведут учет владельцев ценных бумаг конкретных предприятий-эмитентов. Кроме того, центральный депозитарий должен обслуживать счета других депозитарных учреждений, которые по доверенности эмитентов бездокументарных ценных бумаг ведут учет либо акционеров, либо владельцев облигаций, либо участников инвестфондов, которые стремительно становятся популярными среди украинского населения. Одним из таких учреждений является коммерческий депозитарий «Межрегиональный фондовый союз», который на сегодняшний день обслуживает ценные бумаги номинальной стоимостью свыше 180 млрд. грн.
Еще одним из наиболее важным назначений центрального депозитария должно быть обслуживание корреспондентских счетов для аналогичных заграничных учреждений, что разрешает легально осуществлять инвестиции как иностранным инвесторам в украинские ценные бумаги, так и украинским инвесторам в бумаги эмитентов из других стран. Именно этим в Украине занимается государственный Национальный депозитарий. В частности, в 2006 году у профессиональных участников отечественного фондового рынка появилась непосредственная возможность работать с русскими инвесторами после того, как Нацдепозитарий заключил договор и открыл корреспондентский счет в ценных бумагах ведущему русскому депозитарию АКБ «Росбанк». В ближайшее время можно ожидать, что корреспондентские отношения будут установлены с депозитариями стран-членов Европейского Союза и СНГ (Австрия, Германия, Латвия, Россия, Азербайджан и прочие).
Несмотря на то, что функции, наиболее присущие центральному депозитарному учреждению, выполняет государственный Национальный депозитарий (кроме установления корреспондентских отношений, НДУ также назначает специальные коды для ценных бумаг для их надлежащей идентификации и отвечает за разработку единых стандартов, то есть определенных инструкций относительно того, как именно нужно учитывать ценные бумаги в депозитарной системе), полнофункционального центрального депозитария ценных бумаг в Украине на в самом деле не существует. Украинское законодательство, в частности Закон «О Национальной депозитарной системе… » 1997 года, предусматривает, что центральным элементом в довольно сложной двухуровневой системе депозитарного учета ценных бумаг в Украине является именно Национальный депозитарий, который спустя год и был создан согласно этому закону при участии Национального банка и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР).
Однако прошло уже больше десяти лет, а украинский фондовый рынок все еще остается без организованной надлежащим образом инфраструктуры учета прав собственности и расчетов за соглашениями с ценными бумагами, собственно, как и без эффективно функционирующих механизмов для осуществления таких соглашений – то есть фондовой биржи, которая работала хотя бы по похожим правилам и стандартами на те, котороые успешно практикуются в большинстве экономически развитых стран. За это время в вопросе создания единого центрального депозитария нас значительно опередили другие страны постсоветского пространства. Фактически, Украина остается единым государством на пространстве СНГ, которое не способно на организационно-технологическом уровне надежно защитить право собственности не только мелких портфельных инвесторов, но и крупных стратегических инвесторов, как отечественных, так и иностранных. Еще большее беспокойство вызывает ситуация, когда из-за отсутствия центрального депозитария Украина, как свидетельствует нередкая практика, не в состоянии отстоять свои интересы как владельца тысяч государственных и полугосударственных предприятий — от мелких до таких, которые имеют стратегическое для отечественной экономики и государственной безопасности значение. Именно сегодняшняя система безалаберщины и хаоса с учетом и обращением корпоративных ценных бумаг стала источником печально известного «рейдерства» (противоправного захвата предприятий), посодействовала широкому распространению этого явления в Украине, собственно, как и разгулу административного регулирования на украинских финансовых рынках и связанной с этим коррупции.
Вполне логично возникает вопрос — а кто виноват? Кто конкретно виноват в том, что в Украине, начиная с самого начала зарождения рынка ценных бумаг в первой половине девяностых, до сих пор не создан действенный механизма работы фондового рынка, не завершилось формирование Национальной депозитарной системы, как следствие — не функционирует единая система депозитарного учета и обслуживания ценных бумаг. Об интеграции отечественной депозитарной системы в международную систему депозитарных учреждений и мировых рынков капиталов уже не будем ничего говорить.
Несмотря на риторичность этого вопроса, ответ на него все-таки существует. Лучше всего дают его понять события 1999-го года, когда вскоре после создания Национального депозитария, который, собственно, и должен был к тому времени стать центральным, правительство Украины параллельно заключило соглашение с Мировым банком и правительственным агентством США по международному развитию (USA&;) о поддержке американского проекта — депозитария «Межрегиональный фондовый союз». В обмен на немного больше, чем пять миллионов долларов (именно столько средства выделила иностранная сторона в качестве технической помощи на создание МФС), украинские члены правительства вопреки законодательству согласились заблокировать деятельность государственного Национального депозитария, который вплоть до 2006 года, когда действие меморандума было в конце концов отменено, не имел права заниматься депозитарной деятельностью. Однако, несмотря на поддержку иностранных доноров, Межрегиональный фондовый союз не стал успешным проектом. Конфликт его основных акционеров — двух самых влиятельных финансово-промышленных групп в Украине, группы «Приват» Игоря Коломойского и корпорации «Интерпайп» Виктора Пинчука, который вспыхнул в 2004-му году (владельцы МФС не смогли поделить акции дополнительной эмиссии), поставил окончательную точку в вопросе дальнейшего развития депозитария.
Собственно, создание нового депозитария на базе Украинской межбанковской валютной биржи, 60% акций которого будет принадлежать нынешним акционерам депозитария МФС, является ярким свидетельством того, что обслуживание учета и обращения ценных бумаг этим депозитарием не удовлетворяет ни руководство Госкомиссии по ценным бумагам и Нацбанк, ни участников фондового рынка, которые являются его владельцами. Однако, зачем тогда нужно создавать новую структуру, если существует Национальный депозитарий, который не только законодательно, но и технологически способен выполнять функции центрального депозитария ценных бумаг.
Возможно причина скрыта в конфликте, который на самом деле длится уже довольно долго между государственным и частным депозитариями. В свое время ГКЦБФР была намерена объединить обе структуры в единое учреждение, но слияние МФС и НДУ так и не состоялось из-за отсутствия согласия в вопросах, кто же будет главнее. Однако руководители ГКЦБФР и Нацбанка, создав Всеукраинский депозитарий ценных бумаг, своеобразно «решили» этот конфликт: именно МФС должен объединиться с новообразованной структурой и получить в НБУ право обслуживать государственные ценные бумаги. Как отмечают эксперты, теперь НДУ будет вынужден уйти из рынка депозитарных услуг. Вместе с ним будет утрачено 60 млн. грн. государственных средств, многолетний опыт работы, квалифицированные работники и, главное, уже работающий технологический комплекс центрального депозитария, построенный за государственные деньги.
Впрочем, похоже, что инициаторов создания Всеукраинского депозитария возможный ущерб государству совсем не волновал, что нестранно, ведь речь идет об их собственных прибылях. Как отмечают операторы фондового рынка, авторство идеи создания при Украинской межбанковской валютной бирже центрального депозитарного учреждения, которое по своей сути станет альтернативой Национальному депозитарию Украины, принадлежит группе бизнесменов, которые через офшорную компанию с Британских Виргинских островов владеют контрольным пакетом акций УМВБ. Эту компанию представляет Александр Гинзбург, владелец компании « Кредит-Рейтинг», которая фактически монопольно предоставляет услуги по обязательному рейтингуванию долговых ценных бумаг и их эмитентов в Украине.
Успех в рейтинговом бизнесе к Александру Гинзбургу пришел благодаря Государственной комиссии по ценным бумагам, которая собственно и наделила его компанию монопольными правами на рынке. На этот раз господин Гинзбург также не обошелся без помощи чиновников фондового регулятора. Тем не менее из активного участия ГКЦБФР в процессе создания Всеукраинского депозитария ценных бумаг следует еще одна интересная личность — бывший работник Госкомиссии Андрей Портнов, который в последнее время имеет существенное влияние на премьер-министра Юлию Тимошенко. Правда, утверждать, что именно Портнов, который как юрист неоднократно помогал одному з акционеров МФС — группе «Приват» — решать корпоративные конфликты, был инициатором новой теневой схемы работы украинского фондового рынка, не совсем корректно, из-за отсутствия доказательств и прямых связей. Однако, мог ли пропустить известный рейдер Андрей Владимирович такую возможность, — наверное нет. Особенно, если принять во внимание, что Андрей Портнов имеет намерение возглавить Фонд государственного имущества Украины.
Кто бы не стоял за проектом создания еще одного депозитария, но похоже, что цена вопроса весьма высока. Инициаторов создания ВДЦБ, который согласно намерениям руководства Госкомиссии по ценным бумагам и Нацбанка должен стать единственным центральным в стране, не останавливают ни украинские законы, ни указы главы государства. Так, согласно Указу Президента, подписанного еще 24 февраля 2005 года (№1648), создание центрального депозитария ценных бумаг, который бы был контролируемый государством, и не был зависим от финансового-промышленных групп и профессиональных участников рынка, предусмотрено на основе Национального депозитария Украины.
Очевидно, первоочередная цель владельцев нового депозитария — получить контроль за учетом государственных облигаций. Именно этим эксперты объясняют тот факт, что наибольшую долю в создаваемом Всеукраинском депозитарии — 25%, как предусмотрено учредительным договором, будет принадлежать Национальному банку (УМВБ и каждого из банков — соучредителей — по 3,75%). Однако, как отмечают юристы, сохранить эту долю НБУ не сможет — не исключено, что в дальнейшем ему придется продать акции Всеукраинского депозитария, поскольку владеть ими НБУ запрещает действующее законодательство. Дело в том, что создание ОАО с любым названием при участии Национального банка есть грубым нарушение Закона Украины «О Национальном банке», который прямо запрещает Нацбанку владеть акциями акционерных обществ, — кроме тех, которые обеспечивают его деятельность. Руководители украинского центрального банка в своих объяснениях ссылаются именно на это исключение — дескать, новосоздаваемая структура будет обеспечивать деятельность НБУ по рефинансированию коммерческих банков под залог государственных ценных бумаг. Впрочем, такое толкование законодательства руководством Национального банка создает довольно опасный прецедент, на основании которого НБУ сможет принимать участие в создании практически любого акционерного предприятия, например по производства иностранных автомобилей, на которые ездят руководители НБУ.
Безусловно, создание альтернативного депозитария не было бы возможным без активной личной поддержки этой идеи со стороны главы ГКЦБФР Анатолия Балюка. Именно ему как никому другому должны быть по-настоящему известны все возможные последствия таких действий. Во-первых, в Украине останется непрозрачный рынок корпоративных и государственных ценных бумаг, который в ручном режиме сможет контролировать Государственная комиссия по ценным бумагам. Во-вторых, владельцы иностранной офшорной компании будут иметь возможность стать ключевыми игроками на отечественном фондовом рынке и получат доступ к конфиденциальной информации о всех владельцах ценных бумаг, выпущенных в Украине. В-третьих, очередной раз нарушается действующее украинское законодательство. Все это отнюдь не содействует улучшению инвестиционного климата Украины и тормозит ее интеграцию в мировые рынки капитала.