Многомесячная борьба мировых центральных банков с финансовым кризисом обернулась невиданной инфляцией по всему миру. Из-за слабости американской валюты и биржевых спекуляций высокие цены на нефть и продовольствие стали главной причиной замедления экономического роста, топливных, хлебных и прочих бунтов по всей планете. В итоговом коммюнике министры финансов «большой восьмерки» (G8), которые собрались в минувшие выходные в японской Осаке, призвали укреплять доллар, чтобы сбить инфляцию. В противном случае нас ждет рецидив кризиса 1979-1980 годов, случившегося как раз из-за резкого роста цен на нефть. Но Россия спасется при любых сценариях, заверил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
То, о чем говорили министры финансов стран G8 в японском городе Осака, можно было предугадать еще прошлой осенью. Когда в США начались массовые неплатежи по ипотеке, трудности испытали банки, которые покупали ипотечные облигации. Тогда, напомним, Федеральная резервная система, как и другие крупные центральные банки развитых стран, начала усиленно накачивать рынок деньгами, чтобы возможное банкротство одного банка не привело к эффекту домино и не положило бы всю систему на лопатки. Банки, как и экономический рост, в итоге спасли, но дешевые деньги тут же привели к ослаблению американского доллара и соответственно к росту цен на сырье, поскольку все сырьевые контракты номинированы в американской валюте.
— Основной проблемой является инфляционный эффект, происходящий, в частности, от роста цен на нефть, а также цен на продукты питания, — озвучил итоги обсуждения финансовой G8 министр финансов Великобритании Элистэр Дарлинг.
И ни слова о кредитном кризисе. Новые вызовы — новые рецепты. Теперь финансисты G8 говорят о необходимости сильного доллара.
— Сильный доллар в наших национальных интересах, — провозгласил министр финансов США Генри Полсон.
— Рада слышать, — отозвалась глава министерства финансов Франции Кристин Лагард.
— Конечно, да, цены замедлятся при укреплении доллара, потому что ослабление доллара было одной из причин роста цен, так как они измеряются в долларах, — согласился и российский министр финансов Алексей Кудрин.
Впрочем, констатация очевидного, даже если это произносится вот таким вот авторитетным «хором», не может изменить ситуацию. Дело в том, что для укрепления доллара ФРС нужно повышать ставки, но ведь и Европейский ЦБ готов повышать ставки. А как иначе? Сейчас все в мире озабочены ростом цен, а потому тут уж не до проблем мировой экономики — внутренние бы уладить. Европу в последнее время сотрясает от топливных бунтов. Не хватало еще и продовольственных…
— Мы можем стоять перед очередным мировым кризисом на рынке нефти, — предупредил Кудрин и привел в пример кризис 1979-1980 годов.
Тогда, напомним, резкое подорожание нефти привело к экономическим катаклизмам, но научило мир экономить топливо. Очередной виток цен на нефть мы наблюдаем сейчас, но теперь у государств поле для такого же маневра ограничено. А между тем безумные цены на сырье уже привели к сокращению потребления топлива в развитых странах. То есть если нефть продолжит дорожать, то остановка мировой экономики — дело решенное. А тут и цены могут в одночасье обрушиться. Для многих это станет катастрофой, но для России, как заверил Кудрин, нет.
— Россия не боится снижения цен. Наш бюджет может без дефицита работать на уровне $55 за баррель. Налоговая система для наших нефтяных компаний рассчитана так, что при снижении цен на нефть налоги снижаются. Так что какого-то существенного изменения не произойдет. Незначительно по сравнению с прошлым периодом это повлияет на снижение прироста ВВП, — уверен российский министр.
Проблема, однако, в том, что цены падать даже не думают, и на встрече G8 в очередной раз по этому поводу развели руками.
— Я должен сказать, что мы не смогли нащупать эту объективную цену, в том числе на нефть, и тенденцию, которая будет превалировать в ближайшее время. Неопределенность в ценах на сегодняшний день даже возросла, — неутешительно заключил Кудрин.
Рубль станет резервной валютой через 5 лет
Российский рубль может стать региональной резервной валютой через пять лет, заявил в Японии Алексей Кудрин, добавив, что рубль такую роль уже начинает выполнять. «Прежде всего это будут страны СНГ, это нужно им, чтобы потом использовать рубли для операций в России. Такая прак-тика уже началась», — отметил ми-нистр. Право называться резервной валюта получает, когда государственные фонды других стран хранят в этой валюте часть своих сбережений. К примеру, мы храним свои золотовалютные резервы в долларах, евро, фунтах стерлингов и японских иенах.
На самом деле уже сейчас ряд негосу-дарственных фондов в Германии, Нор-вегии и СНГ используют российскую валюту в качестве расчетной валюты. Однако пока операции с рублем «не в России» не превышают сотен мил-лионов. «Когда будут размещать десят-ки миллиардов в нашей валюте, тогда можно будет считать (рубль) резервной валютой », — считает Кудрин.