Поиск путей доставки нефти в причерноморские порты может значительно отдалить время первого испытания
Президенты Украины и Азербайджана во время визита Виктора Ющенко в Баку принципиально договорились о возможных поставках технической нефти для испытаний нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме. Сегодня нефтепровод работает в режиме реверса, так как нефти, необходимой для его заполнения – как, впрочем, и покупателей этой нефти – пока что не нашлось. Но на Украине не теряют надежды когда-нибудь запустить многострадальный нефтепровод в режиме, ради которого он строился.
Испытания технической нефти должны стать первым шагом к этому – о них Виктор Ющенко старался договориться с Ильхамом Алиевым во время недавнего приезда азербайджанского президента в украинскую столицу на Энергетический форум. Тогда Алиев отделался общими фразами. Сейчас же он был более конкретен – по его словам, первая прокачка азербайджанской нефти должна состояться в ближайшее время, но вначале нужно найти пути доставки этой нефти в причерноморские порты. Поиск этих путей, кстати, может значительно отдалить время первого испытания. И к тому же ради него нужно будет остановить реверс. Но даже если с этим удастся разобраться, открытым останется вопрос о прокачке через нефтепровод уже не технической, а самой что ни на есть настоящей нефти.
Украинская заинтересованность в проекте понятна. Однако гораздо важнее понять, насколько в нем заинтересован Азербайджан. Во время киевского Энергетического форума мало кто обратил внимание на вежливые слова азербайджанского президента, заявившего, что вначале нужно оценить рентабельность проекта, а уже затем приступать к его реализации. Это привычная восточная формула, позволяющая Азербайджану маневрировать до бесконечности, не обостряя отношений ни с Киевом, в котором многие уже видят себя в центре некоего нового энергетического союза, ни с Москвой, где к развороту нефтепровода относятся без восторга.
Когда проект задумывался, расчет был не только на азербайджанскую, но, прежде всего, на казахстанскую нефть – но сегодня в Астане не собираются участвовать в повороте нефтепровода и даже советуют Киеву договориться с Москвой о его дальнейшей судьбе. Вопрос стоимости нефти в случае, когда ее доставка до сих пор является вопросом даже для самого азербайджанского президента, тоже остается немаловажным. И – самое главное – в подвешенном состоянии остается вопрос достройки нефтепровода – в Польше готовы обсуждать завершение проекта только после того, как убедятся в его рентабельности. Ну а азербайджанцам выгодно поставлять нефть по завершенному маршруту. Поэтому Алиев может сколь угодно долго испытывать нефтепровод и посылать Ющенко к Качиньскому, а Качиньский может сколь угодно долго лоббировать продолжение строительства после получения гарантий о поставках нефти, а Ющенко может быть заинтересован исключительно в испытаниях – чтобы накануне президентских выборов пообещать украинцам диверсификацию энергетических поставок после своего избрания на второй срок. И все довольны, все – испытатели.