Главная » Банки » Рубль и юань – братья навек. Москва и Пекин намерены обойтись без долларов

Рубль и юань – братья навек. Москва и Пекин намерены обойтись без долларов

Россия и Китай в очередной раз ведут переговоры о том, чтобы перевести взаиморасчеты в двусторонней торговле на национальные валюты. По мнению российско-китайских экспертов, отказ от использования доллара как мировой валюты сулит обеим странам большие экономические выгоды и определенную независимость от последствий пресловутого американского кризиса.

«Этот шаг будет иметь значение для снижения зависимости торговых операций от внешних факторов», – подчеркнул вице-премьер Сечин, комментируя итоги недавних переговоров с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао и вице-премьером Ван Цишанем. Россияне предпочитают пускать в ход вполне логичные экономические обоснования: суммы трансакций при переводе национальных валют в доллары с учетом миллиардных объемов взаимной торговли в итоге достигают внушительных размеров, а ведь этого можно избежать. Все это так, но «треугольная» схема взаиморасчетов еще лет пять назад вполне устраивала Россию. Во всяком случае, заявлений об обратном не делалось. Для России отказ от доллара во взаиморасчетах с Китаем неизбежно указывает на необходимость введения торгов валютной пары «российский рубль – китайский юань» на крупных торговых площадках. А это безусловное укрепление позиций рубля как международной валюты, особенно на фоне нестабильности доллара и стремления России сделать рубль резервной валютой.
Ослабления доллара, полагают многие международные аналитики, допускать нельзя из-за долларизации мировой экономики. Однако примерно такое же количество не менее авторитетных международных экспертов, в том числе, кстати, и американские, считают, что роль доллара сейчас не так значительна, как принято думать. Не только Китай, но и многие страны мира (Казахстан не исключение) за последнее время пересмотрели портфели золотовалютных резервов в сторону уменьшения в нем долларовой составляющей. Так, структура национальных золотовалютных резервов меняется повсеместно не в пользу доллара. По данным МВФ, если в 1999 году на долларовые активы приходился 71 процент всех ЗВР мира, то сейчас – меньше 65. Не только центробанки, но и сырьевые компании, инвестиционные фонды перестраивают свою валютную политику. К примеру, если совсем недавно Иран продавал за доллары около 70 процентов нефти, то теперь только 15. Так что вполне возможно, что на смену единой мировой валюте придут несколько других. Что касается Казахстана, то, надо полагать, Национальный банк РК до конца года не станет пересматривать свою политику и убережет казахстанский валютный рынок от резких колебаний в любую сторону.

Ирина САВЕЛЬЕВА, Алматы
01.08.2008

***
Старый друг лучше новых двух
Если между РФ и КНР возникнет рублево-юаньский валютный коридор, на мой взгляд, для Казахстана это будет серьезным поводом задуматься, потому что привязка к доллару с учетом новых реалий будет не совсем удобна, так как мы находимся между двумя этими региональными державами. Но этот вопрос станет актуальным после того, как они сумеют договориться: у этого проекта есть противники, и прежде всего, в самой России.
Стоит ли здесь Казахстану менять валютный вектор? Считаю, что доллар, несмотря на свою нестабильность, которую он демонстрировал последние годы, все же остается основной мировой валютой. А стабильность и прочность рубля и юаня вызывает сомнения. Полный переход на взаиморасчеты юанем или рублем может нести за собой определенные экономические риски.
Юань, несмотря на то, что он якобы был отпущен в свободное плавание, все-таки негласно поддерживается в привязке к доллару, что, по мнению американцев, наносит ущерб их экономике. Получается, это несвободная валюта. Поэтому, если мы перейдем на юаневую систему расчетов, могут появиться не только экономические, но и политические риски: Казахстан и без того напрямую привязан к своему экономически развитому соседу и даже зависим от него по некоторым вопросам.
Если Казахстан перейдет на тенгово-рублевую зону расчетов, то рисков будет меньше, но у меня это также вызывает сомнения. России до статуса экономической державы еще надо расти. Серьезному рывку и стремительному развитию экономики во многом способствовал ее нефтегазовый сектор. Там продолжается борьба с «голландской болезнью», с инфляционными процессами и т.д.
Поэтому, на мой взгляд, было бы целесообразнее оставаться в долларовом валютном коридоре. США по-прежнему являются сердцем мировой экономики и самой развитой державой.

Адиль КАУКЕНОВ,директор Центра по изучению Китая

В ближайшее время кардинальных изменений, несмотря на информацию в СМИ, в области внешней торговли Китая и России не предвидится. Россия, несмотря на рост торгового оборота, все еще пока не является основным экономическим партнером Китая. Китай по-прежнему связан с США, со странами АСЕАН и Западной Европы. Поэтому КНР не сможет перейти от расчетов в долларовом эквиваленте на прямые перерасчеты юань–рубль. Даже если предположить, что в ближайшие два года РФ и КНР будут активно продвигать данный проект, на начальных этапах и по мере его продвижения стоимость валют этих стран будут оценивать относительно доллара США.
В мировой общественности идут активные дискуссии о снижении значимости американской валюты в мировой экономике. Возможно, это первые политические шаги по зондированию почвы для перехода к множественной корзине валют. При этом обе страны преследуют цель снизить политическую и экономическую мощь США, что в итоге должно повысить роль России и Китая в мире.
Предложенная мера, считаю, никак не отразится на Казахстане. Более интересным для нас будет предложение по созданию единой валюты в рамках СНГ. В ближайшем будущем в стране будут ориентироваться на доллар и евро, а рубль и юань пока будут занимать небольшую долю во внешнеторговом обороте. Но, возможно, в среднесрочной перспективе, с ростом интеграции экономик РФ, КНР и РК (к данным странам могут присоединиться Киргизия, Таджикистан и Армения), страны смогут перейти к новой условной единице измерения.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.