Главная » Банки » Китайский вектор. Сближение с США обернулось для Кыргызстана огромной упущенной выгодой…

Китайский вектор. Сближение с США обернулось для Кыргызстана огромной упущенной выгодой…

Из-за большой приязни официального Бишкека к дяде Сэму республика лишилась возможности обрести газовую независимость от Узбекистана… Кыргызстан часто называют страной упущенных возможностей. Так уж вышло, что с бывшим и действующим руководством, наша республика существенно подрастеряла стартовый капитал, включая индустриальную составляющую, и проморгала ряд проектов, которые могли бы во многом облегчить жизнь простого населения, и укрепить государство. Один из свежих примеров относится к третьему году правления президента Курманбека Бакиева.

11 месяцев тому назад, в августе 2007-го года, кыргызский премьер Алмазбек Атамбаев отправился на переговоры с председателем КНР Ху Цзинтао. Руководитель Китая в тот момент пребывал в государственной резиденции «Ала-Арча», в которой его соотечественники только-только закончили строительство гостевых домиков для глав государств ШОС. Атамбаев, помнится, заявил, что кыргызская сторона обратилась к Поднебесной с важной просьбой.

Предыстория просьбы такова: официальному Бишкеку стало известно, что Китай намерен провести газовую ветку из Туркменистана. Поднебесная, как государство, стремительно развивающееся, нуждается в энергоносителях. Вот и подыскала дешевое топливо в Центральной Азии, к которой издавна приглядывалась.

Китай, как выяснила кыргызская сторона, рассматривал возможность строительства ветки с участием Казахстана. Официальная Астана такому повороту событий была весьма рада. Президент Нурсултан Назарбаев называл проект стратегическим. Оно и понятно. Казахстан, фактически, обретал возможность альтернативного газоснабжения своих южных областей, питавшихся за счет поставок голубого топлива из Узбекистана.

Кыргызстан, который давно жалуется на газовиков Узбекистана, усмотрел в проекте для себя большие выгоды. Официальный Бишкек предался мечтам о возможной газовой независимости от соседей. Наша республика, напомним, считает, что Узбекистан пользуется монополией на поставки газа в Кыргызстан в качестве политического инструмента. Местные эксперты, по крайней мере, часто поминают 1990-е годы, когда страна переживала перебои с голубым топливом из-за разногласий между политическим руководством соседствующих государств.

В третьем тысячелетии поставки голубого топлива стабилизировались. Но, увы, не в цене. Узбекистан уже несколько лет подряд резко увеличивает отпускную стоимость газа, что больно бьет по рядовым потребителям в Кыргызстане. Таким образом, обзавестись альтернативной трубой казалось для правительства нашей республики делом чести. И, соответственно, PR-а, ведь каждый из премьеров соревнуется с предыдущими по поводу значимости запущенных проектов. Проект, кроме того, сулил Кыргызстану прибыли от транзита газопотока в КНР.

С тем Атамбаев к Ху и пошел. Премьера вдохновляли официально озвученные итоги визита Курманбека Бакиева в Поднебесную. Тот, напомним, вернулся из КНР под звук фанфар. Говорили, что заручился наш Салиевич большой преференцией на осуществление совместных экономических проектов. Люди знающие, правда, утверждали об обратном. Но их в ту пору никто не слушал. Как не слушает и сейчас.

В общем, вышел Атамбаев от мистера Ху, как ни обидно, ни с чем. Китайский руководитель, ознакомившись с просьбой главы кыргызского правительства, обещал ее рассмотреть. То есть, как утверждали китаеведы, глава КНР, по сути, Атамбаеву отказал. Чуть позже выяснилось, что знатоки культуры Поднебесной были правы.

Уже через несколько часов мировые информационные агентства распространили новость о строительстве газовой ветки из Туркменистана в Китай с участием казахской стороны. Кыргызскую от пирога оттерли. Говорят, не без лобби со стороны соседей.

«Мы решаем один болезненный вопрос – проблему так называемого кыргызского обвода, — заявил на днях в СМИ Казахстана генеральный директор ТОО „Азиатский газопровод“ Беимбет Шаяхметов. – В свое время планировалось, что будем делать его самостоятельно, так как существовали проблемы с несанкционированным отбором газа Кыргызстаном в предыдущие годы. В связи с вводом данного проекта Кыргызстан теряет статус транзитной страны для Алматы и Алматинской области».

Общая протяженность газопровода, для сведения, составляет порядка 7000 километров. 200 из них пройдет по территории Туркменистана. Еще около 500 километров — по территории Узбекистана. 1300 километров — по Казахстану, и 5000 километров — китайский участок.

На территории Казахстана, помимо новой ветки, будут построены пять компрессорных станций. Проектная производительность первой очереди газопровода – 30 миллиардов кубометров в год. Срок ввода в эксплуатацию – начало 2010 года. И вот такой грандиозный проект обойдется без нашего участия.

Возникает вполне резонный вопрос: а, собственно, почему? Али Атамбаев Ху пришелся не мил? Кстати, тоже вполне вероятно. Негоже председателю КНР заключать договоренности с человеком, ниже по статусу, и привлеченным в должность на краткий срок. Да и к тому же китайское руководство прекрасно осведомлено, что все переговоры необходимо вести не с премьером, который в Кыргызстане традиционно играет техническую роль, а с его кукловодом. Но, как убедились к КНР, и ему особого доверия нет.

Устранение Кыргызстана из списка транзитных стран не было таким уж и неожиданным. Может кому-то покажется слишком уж резко, но случившееся ничем иначе, как провалом китайского вектора нашей внешней политики, назвать нельзя. Да и есть ли она у нас в Кыргызстане – внешняя политика? Эксперты, к слову, часто, но дипломатично, называют ее невнятной. А некоторые прямо указывают на ее самый важный недостаток – неудавшиеся попытки сделать эту политику многовекторной, что приводит к метанию от одного полюса силы к другому.

В чем Кыргызстан «провинился» перед Китаем? Так уж получилось, что КНР больше уважает интересы наших соседей, с которыми у него нет таких проблем, как с беспокойными горцами. Ни в одной из республик Центральной Азии кроме Кыргызстана не был инициирован громкий скандал вокруг «поимки китайских шпионов». Судебный процесс, начатый по нему, прикрепил к КНР в нашей стране ярлык враждебного государства. Будут ли друзья к нам шпионов засылать? Да и само дело оказалось «приятнутым». «Шпион» — предприниматель. Его местная «пособница» — сотрудник пресс-службы Жогорку Кенеша. Документы, которые она передавала китайскому «Штирлицу» — проект Конституции и подобные бумаги, свободно распространяемые по Кыргызстану.

Вопрос: кому это было выгодно? Есть версия – что США. Тем более, что с ними же местные аналитики часто связывают самый главный раздражающий для Китая фактор – наличие под Бишкеком американской авиабазы. Как утверждают местные источники, Пентагон использует «Ганси» для слежения за северными территориями КНР. По этой и другим причинам Поднебесная в рамках ШОС настаивала на выводе звездно-полосатых подразделений с территории Кыргызстана. Однако официальный Бишкек, сделав вид, что собирается указать военным США на дверь, в результате поступил совершенно наоборот.

А еще был довольно шокирующий случай. Правительство ввело жесткие ограничения на работу в Кыргызстане предпринимателей из КНР. Китайская сторона была обескуражена. Особенно, учитывая факт прямой зависимости местной экономики от поставок товаров из Поднебесной. К счастью, правительство быстро одумалось, и отменило предыдущее решение. Но осадок, как говорится, остался.

И это далеко не полный список причин для недовольства Китая. Только, в отличие от Кыргызстана, Поднебесная привыкла делать все гораздо тоньше, завуалировано. В том числе – выражать свое истинное отношение к тем или иным правителям… Быть может, по тем же причинам тормозится участие Кыргызстана в других транзитных транснациональных проектах, инициированных КНР – строительстве железной и автомобильной дороги через территорию нашей страны?

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.