Сегодня существует ряд мифов о белорусском социальном и экономическом чуде, которые активно пропагандируются как на внутренний, так и на внешний рынок. Если на внутреннем рынке эти сомнительные утверждения уже мало кого вводят в заблуждение, то за пределами Беларуси находится немало людей, искренне в них верящих.
Если верить официальным белорусским СМИ, может сложиться впечатление, что Белоруссия – это страна, которой уже удалось осчастливить своих граждан, окружив их заботой и вниманием. Официальная статистика регулярно извещает о том, насколько выросли заработки и пенсии и о том, что государство жестко контролирует своевременность их выплат, о том как хорошо в Белоруссии учат и лечат. Слезы умиления вызывают сюжеты, где ветераны, окруженные детьми, наблюдают за очередным парадом.
Обратная сторона медали
Это однако, сцена, а что делается за кулисами? Данные за апрель 2008 года показали, что средняя начисленная заработная плата в Беларуси в апреле составила 836 тысяч рублей, то есть примерно 391 доллар. Средняя пенсия – около 140 долларов. По сравнению с Украиной это схожие средние показатели. На практике же цифры приближенные к средним или чуть выше можно встретить только в Минске, на периферии они намного ниже.
Но даже если взять средние показатели много это или мало? Наверное, для того, чтобы иметь полное представление о том, что происходит в стране и иметь возможность составить свою объективную картину происходящего, размер получаемых зарплат и пенсий нельзя рассматривать в отрыве от вопроса о ценах и темпах их роста.
Так вот, если сравнивать темпы роста зарплаты и потребительских цен, получается, что цены вырвались далеко вперед. К огорчению как чиновников, так и простых граждан рост цен стремительно обгоняет темпы роста заработной платы. Несмотря на заверения правительства о том, что в 2008 году рост цен составит 6-8%, уже только за четыре первых месяца цены повысились более чем на 5%. По данным минстата, растительное масло с июня прошлого года по май 2008 увеличилось в цене на 96%, молочные продукты — на 30%, сливочное масло — на 33%, мясо и птица — на 16,9%, макаронные изделия — на 28,3%. В целом продукты питания за этот период подорожали на 20,7%, и нет основания полагать, что рост цен замедлится. Напротив, нередко белорусы, которые ездят в Украину, везут домой продукты питания.
При этом нельзя забывать, что белорусы живут только на зарплату или пенсию. Ни коммерческих фондов, ни ренты, ни дивидендов просто нет! Первичный рынок ценных бумаг давно существует только на бумаге, а вторичный – умер, так и не успев родиться. В Белоруссии ценные бумаги простыми гражданами не покупаются и не продаются. Акции предприятий, как правило, имеют ценность условную. Даже акции банков невозможно продать за их номинальную стоимость. Сами банки отказываются от покупки собственных акций! Предприятия не показывают официальную прибыль из-за высоких налоговых платежей, следовательно, ни о каких дивидендах собственников или акционеров речи быть не может.
Так пафосно рекламируемый постоянный рост заработной платы становится все более мифическим. Для того чтобы своевременно (а иначе руководителя ждут огромные штрафы), выплатить людям деньги предприятия вынуждены брать кредиты. Даже официальная статистика подтверждает, что в конце прошлого года 30% заработной платы были выданы за счет кредитных денег. В сложившихся экономических условиях это ожидаемо, ведь за последние годы уровень роста заработной платы не просто не соответствовал темпам роста производительности труда, а был в два раза выше. Фактически предприятия выплачивали больше, чем зарабатывали, что привело к «проеданию» средств. И если бы не строжайший запрет свыше на банкротство государственных предприятий, большинство из них уже давно бы закрылись. А так как экономическая модель Беларуси очень далека от рыночной, то и рыночные механизмы в ней не действуют.
Поддержание иллюзии
Для поддержания мифа о правильности выбранного уникального пути экономического развития страны, фактически обанкротившиеся предприятия и колхозы продолжают влачить существование за счет государственных дотаций, реструктуризации и замораживания долгов, за счет займов, которые банки обязывают выделять, несмотря на их необеспеченность и сомнительность возврата. Ради сохранения единожды выбранного курса обескровливают огромными налогами немногие оставшиеся рентабельные предприятия. Присоединяют в принудительно – добровольном порядке убыточные колхозы к банкам, коммерческим организациям, объединяют их между собой. Возможно, когда встречаются два нищих они могут стать богаче духовно, но в экономике так не бывает. От объединения два убыточных предприятия не становятся рентабельными (хотя статистика конечно же улучшается, когда вместо двух банкротов оказывается только один), а присоединение банкрота к рентабельному предприятию скорее всего приведет к банкротству последнего.
И все ради чего? Чтобы продлить агонию промышленных гигантов, оборудование которых изношено более чем на 100% и удержать иллюзию социальной ориентированности государства. И беда не только в том, что людям не дают зарабатывать – те, кто имеет такое желание, уезжают из страны. Наибольшая проблема в том, что воспитывается поколение социальных иждивенцев, которые привыкли не зарабатывать, а получать деньги. Пусть маленькие, но на халяву. Они не просто не умеют, а не хотят работать. Энтузиазм далеких 90-х, когда люди вкалывали, потому что знали, что чем больше работаешь, тем больше получаешь, давно уже в прошлом. Теперь большинство знает, что как бы ты не работал, социальный минимум ты получишь и получишь его вовремя. Какой уж тут рост производительности труда, какая инициатива. Пролетариат имеет копейку на выпивку, чиновники отчитываются, что все директивы соблюдаются. Между тем экономика катится под откос.
Так продолжалось уже двенадцать лет. Но на сегодняшний день отлаженная система дает сбои. Слишком мало осталось рентабельных предприятий и они не могут содержать гигантов – нахлебников. Денег не хватает, поэтому правительство вынуждено изыскивать дополнительные средства и идти на меры, подрывающие миф о социальной ориентированности государства. С начала года в связи с принятием Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» лишились практически всех ранее существовавших льгот ликвидаторы аварии на ЧАЭС, ветераны войны в Афганистане, военнослужащие и «силовики» вышедшие в отставку, инвалиды, пенсионеры. Существенно ограничен перечень лиц, имевших право на бесплатное получение лекарств, льготы по оплате коммунальных платежей и квартплаты, льготы на проезд. Боясь потерять власть, чиновники стали показывать истинное отношение к людям.