Мировой финансовый кризис, докатившийся в сентябре до России, может переформатировать всю банковскую систему страны. Пока размер возможного ущерба для российских банков вычислить сложно. Однако серия невыплат по обязательствам, слияний и поглощений говорит о том, что как минимум количество кредитных учреждений в стране существенно снизится. Свою независимость уже потеряли инвестбанк «Ренессанс-капитал» и Связь-банк, ходят слухи о продаже «Тройки-Диалог», в сложном положении оказался «КИТ Финанс». Насколько большими будут потери банков, во многом зависит от мировой финансовой конъюнктуры, а она продолжает оставаться, мягко говоря, неблагоприятной.
22 сентября о стабилизации на российских финансовых рынках объявил премьер-министр Владимир Путин. По его словам, предпринятые Банком России меры помогли всей финансовой системе «почувствовать себя уверенно». Эти меры потребовали от ЦБ закачать в банки в общей сложности около полутора триллионов рублей, причем эта сумма могла бы быть увеличена вдвое.
Беспокоиться было о чем: котировки акций двух самых больших по объему активов и капитализации банков России — Сбербанка и ВТБ упали на прошлой неделе на 40-45 процентов. Вкупе с резким сокращением объема кредитования на мировом рынке (межбанковская кредитная ставка LIBOR 18 сентября взлетела в два раза) это означало трудности с рефинансированием даже у крупнейших игроков рынка. Что уж говорить о более мелких и слабых.
Острая фаза кризиса пока миновала, но потери уже понесены. Насколько они значимы, сказать точно невозможно. По крайней мере, до выхода банковской отчетности за III квартал. Конкретные банки, однако, уже ищут инвесторов, рассчитывая на поддержку со стороны. ЦБ, между тем, создал так называемый «красный список», в котором оказались 15 кредитных учреждений, нуждающихся в помощи государства. Их имена не названы, однако все пятнадцать входят в Топ-50 российских банков.
Налетай, дешево!
17 сентября стало известно, что ведущий инвестбанк «КИТ Финанс» не исполнил обязательств перед контрагентами на 6-8 миллиардов рублей. «КИТ» не рассчитался перед 15 банками, среди которых были ВТБ, «Номос-банк» и Merrill Lynch. Одновременно в СМИ появились слухи о продаже банка ВТБ. В свою очередь, министр финансов Алексей Кудрин пообещал «КИТ Финансу» «стабильное будущее», так как у компании, по его словам, не должно быть проблем с поиском инвесторов. Действительно, даже несмотря на понижение рейтинга со стороны агентства Moody's, „КИТ“ сумел получить кредитную поддержку на 22 миллиарда рублей со стороны Газпромбанка, который поможет „КИТу“ продать себя УК „Лидер“, чьи акции в частности принадлежат „Северстали“ и „Сургутнефтегазу“.
Следующим на очереди был другой крупный инвестбанк — „Ренессанс Капитал“. 22 сентября было объявлено о покупке Михаилом Прохоровым 50-процентного минус одна акция пакета банка. Заполучив долю в „Ренессансе“, компания Прохорова ОНЭКСИМ пообещала предоставить кредитную линию, не называя ее объема. С учетом того, что российские инвестбанки сейчас живут в основном на заемные средства, это поддержка стала для банка жизненно важной.
Интересно, что Прохоров заявлял о намерении купить „Ренессанс“ еще год назад, а то, что сделка произошла на пике финансового кризиса, назвал случайностью. Так или иначе, но миллиардеру удалось неплохо сэкономить, поскольку еще год назад стоимость „Ренессанса“ составляла 4 миллиарда долларов. Теперь же Прохоров купил его половину всего за полмиллиарда, что может быть не так мало, потому что 23 сентября агентство Fitch присвоило банку индивидуальный кредитный рейтинг D.
Одновременно в смене владельца заподозрили бывший банк Минсвязи СССР — Связь-банк. Первоначально планировалось, что покупателем будет ВТБ, однако затем выяснилось, что банк приобретет другая госкомпания — Внешэкономбанк. 23 сентября эта информация была подтверждена самим ВЭБом, который объявил о выкупе 98 процентов акций, не назвав при этом сумму сделки.
Наконец, вероятным кандидатом на переход к другому владельцу остается банк „Тройка-Диалог“. Источники в банковских кругах утверждают, что покупателем компании может стать Сбербанк. Главный акционер „Тройки“ Рубен Варданян от этих слухов открестился, заявив, что сейчас время „не продавать, а покупать“. Вероятно, такими же побуждениями руководствуется и сам Сбербанк, для которого это верная возможность взять актив по смешной по меркам еще полугодовой давности цене.
Впрочем, смешной ли? Хотя Путин, Кудрин и другие высшие чиновники считают, что кредитный кризис в России завершился, будущее остается неопределенным. В частности, „Альфа-банк“ предсказал возможность новых потрясений на фондовом рынке, не обмолвившись при этом о банковской системе. Однако кредитный и фондовой рынки сейчас связаны неразрывно.
Сейчас многое зависит от того, как будут развиваться события в мировых финансах, и, прежде всего, в США. Нет никаких гарантий, что программа поддержки рынка, предложенная администрацией США, сработает быстро и безукоризненно. В случае, если этого не произойдет, всю мировую финансовую систему — и Россию как ее часть — ожидает очередной кризис на рынке кредитования. И тогда неоправданно завышенными покажутся уже сегодняшние цены.
Для подавляющего большинства россиян пока ничего страшного не произошло. Передел рынка — процесс естественный даже в таких кризисных условиях. Тем более что пока в основном покупаются инвестбанки, а с ними большинство обычных граждан никак не контактирует. Однако если процесс затянется, и банки продолжат испытывать трудности с рефинансированием, это грозит существенным снижением объемов кредитования — как потребительского, так и промышленного. В этом случае последствия кредитного кризиса почувствуют на себе все.