Польша в очередной раз озаботилась проблемой энергобезопасности — ведь это, как написала одна местная газета, «польская специализация в ЕС».
Действительно, три года назад – на рубеже 2005-2006 годов – польский премьер-министр Казимир Марцинкевич предложил создать «энергетическое НАТО», которое гарантировало бы взаимопомощь в случае перебоев с поставками энергоносителей. Одной главных целей «плана Марцинкевича» было ослабление энергозависимости от России. Действие нового энергетического пакта предлагалось распространить и на страны, не входящие в ЕС — например, на Норвегию. Однако, как сообщают польские СМИ, польский план провалился, поскольку другие члены Евросоюза сочли его «слишком революционным и антироссийским».
Теперь премьер-министр Польши Дональд Туск и шеф комитета по делам европейской интеграции Миколай Довгелевич умерили амбиции и разработали новый план, предусматривающий изменение содержания европейского законодательства, касающегося энергетической безопасности.
Сейчас в директивах Еврокомиссии говорится о том, что ЕС должен реагировать в случае сокращения поставок газа более чем на 20% в масштабах всего Евросоюза. Правительство Туска настаивает на том, что вмешательство необходимо, если под угрозой оказались 50% поставок хотя бы для одного государства. Кроме того, польское правительство предлагает считать сигналом к действию перерыв в поставках на 4 недели зимой и 6 недель летом (в настоящее время это 8 недель вне зависимости от времени года).
По мнению польских наблюдателей, это очень важные изменения — ведь пока ЕС может вмешаться только в ситуации, когда Россия оставит без газа половину европейских покупателей (что очень маловероятно), а если под удар попадет лишь одна страна, ей придется «выплывать в одиночку». Польша, помимо прочего, добивается от Евросоюза создания обязательных запасов не только нефти, но и газа, а также софинансирования проектов по строительству энергетической инфраструктуры.
Кроме того, под шумок борьбы с гипотетическим энергошантажом России Польша хочет выбить из ЕС льготы на эмиссию углекислого газа в связи с активным использованием угля в польской экономике. Как объясняет правительство Туска, уголь – важный элемент энергетического баланса Польши, поэтому с учетом возможных происков России страна не может выполнить требование ЕС и уменьшить эмиссию CO2 к 2020 году на 20%.
Financial Times Deutschland получила доступ к письму с предложениями Туска главе Еврокомиссии Баррозо, в котором необходимость усиления энергобезопасности объясняется поведением России на международной арене. «Недавние события на Южном Кавказе показывают, что поставки нефти и газа в страны ЕС из одного источника не должны превышать 30% всего потребления энергоносителей в Евросоюзе», — говорится в письме. Правда, непонятно, как именно война в Южной Осетии прояснила энергетическую картину мира, и почему критическими являются именно 30%, а не 25% или, например, 27,3%.
Тем не менее, в Польше считается, что напуганные действиями России на Кавказе Франция и институты ЕС благосклонно отнеслись к этому проекту. Однако «план Туска» может встретить серьезное сопротивление в Германии. Как пишет Financial Times Deutschland, «по мнению Берлина, немецкие энергетические концерны выдали миллиарды на создание огромных газовых хранилищ», и «эти запасы газа не должны стать жертвой механизма энергетической солидарности ЕС».
В любом случае, реализации плана общеевропейской энергобезопасности может помешать финансовый кризис. Хотя в Польше он пока не приобрел такой остроты, как в США или Исландии, ей тоже следовало бы отвлечься от борьбы с ветряными мельницами и обратить внимание на собственную экономику.
Польские фондовые биржи находятся далеко не в лучшей форме, некоторым банкам (в первую очередь принадлежащим западным компаниям) угрожает банкроство. Уже сейчас в стране стало сложнее получить кредит. Пересматриваются в сторону уменьшения и прогнозы роста ВВП. Кроме того, в стране могут возникнуть серьезные социальные проблемы в связи с ожидаемым массовым возвращением из Западной Европы трудовых мигрантов (СМИ уже сообщают об оттоке поляков из Великобритании и Ирландии).
Как отмечает New York Times, пока Восточная Европа неплохо справляется с проявлениями кризиса. Однако едва ли в сложных экономических условиях европейцы будут склонны уделять много внимания польским проектам — тем более, что они во многом противречат общеевропейским интересам. Ведь, по сути, Польша пытается переложить возможные последствия крестового похода против России на плечи всего Евросоюза.
Если ЕС все же позволит Польше шантажировать и Россию, и себя, то окончательно распишется в своей нежизнеспособности.