Чем больше политиков хотят спасти Украину, тем ниже курс национальной валюты. К шести зарегистрированным на этот счет законопроектам в Раде: Ксении Ляпиной (НУ-НС), Сергея Терехина (БЮТ), Кабинета Министров Украины (наверное, все-таки это — БЮТ) Виктора Януковича и Николая Азарова (ПР), Станислава Аржевитина и Романа Ткача (НУ-НС), Арсения Яценюка (НУ-НС) 27 октября добавился седьмой — Петра Симоненко (КПУ). С момента регистрации первого из них (Ксении Ляпиной) 21 октября и последнего — Петра Симоненко 27 октября прошло не так много времени, всего неделя. Но за это время официальный курс гривни опустился с 4,98 гривни за доллар до 5,35. А продажа американской валюты на межбанковском рынке и в обменных пунктах твердо стоит вокруг цифры в шесть гривен за один «зеленый». Поэтому первый простой вывод, который можно сделать из анализа ситуации, — это тот, что чем больше планов спасения Украины — тем слабее украинская валюта.
По-хорошему, надо бы проанализировать все эти законопроекты, но ни один из них в чистом виде, скорее всего, не будет принят парламентом. В Раде по традиции из них сделают один компромиссный вариант. По крайней мере, так поступали раньше. Интересно тут совсем другое. При обсуждении антикризисных мер новейшая украинская история подарила спикеру Арсению Яценюку еще один шанс утихомирить уже один раз побежденный им финансовый кризис.
В 2005 году, во время выборов Президента, курс американской валюты точно так же зашкаливало. Нацбанк тогда ввел ограничения на снятие средств с банкоматов в течение одного дня. О других упреждающих кризис мерах НБУ население практически ничего не знало, возникшая было паника улеглась, и ситуация на валютном рынке быстро стабилизировалась. НБУ тогда фактически руководил именно Арсений Яценюк.
Сейчас Украина при всех ее сложностях еще не стоит на грани гражданской войны, как это было в 2004 году. И, казалось бы, курс гривни должен быть сейчас более устойчивым. Но он, наоборот, обвалился уже фактически на 25%. Конечно, сказался мировой финансовый кризис, которого не было четыре года назад. Но дело, думается, не только в нем. Скорее, причина в правильности и быстроте реакции нынешнего главы правления НБУ 70-летнего Владимира Стельмаха и в 2004 году — 30-летнего Арсения Яценюка. Но и этот заманчиво и просто все объясняющий физиологический фактор при ближайшем рассмотрении не оказывается решающим. Причина кризиса — неадекватная и неконсолидированная позиция украинской власти, заметившей мировой спад только тогда, когда он подкрался уже к самой Украине.
В том же декабре 2005 года вкладчикам банков было понятно — власти в Украине нет. Но она вот-вот появится, и один из двух кандидатов в президенты обязательно вскоре станет главой державы. Поэтому для банкиров и населения в то время единственной реальной властью на финансовом рынке являлся НБУ. И совместными усилиями в обстановке фактического единоначалия НБУ они сумели не дать разразиться кризису.
Сейчас же ситуация прямо противоположная. Кто только не борется в Украине с финансовым кризисом! Кроме НБУ, им озабочены правительство и парламент, правда, тоже каждый по-своему. И еще не будем забывать об указах Президента и решениях СНБОУ, которые предписывают правительству, как именно ему следует бороться с кризисом. Заявление Президента о том, что он берет финансовую ситуацию в стране под свой контроль, означает, что ни Кабинет Министров, ни Рада, ни НБУ с этой функцией сейчас не справляются.
Конечно, у парламента, как у Фукса из «Восьмидесяти дней вокруг света», есть план антикризисных мероприятий, и не один. Но проблема в том, что даже если Арсению Петровичу и удастся тряхнуть нацбанковской стариной и протащить через Раду действительно хороший план, на следующий день после его принятия мы вспомним о том, что никакие законы — ни хорошие, ни плохие — в Украине сейчас не выполняются.
Президент издает указ о внеочередных выборах в Раду. Но у правительства — свой блестящий план на внеочередные выборы Президента, и оно отказывается финансировать выборы Рады. Верховная Рада, которая, по замыслу идеологов конституционной реформы, назначает правительство и руководит страной в кризисных политических ситуациях, фактически оказывается заложником исполнительной власти, которую сама же и назначает. Многие экономисты уже давно предупреждали Украину: противостояние ветвей власти является главной угрозой для страны. Последствия мировой рецессии в ее острой форме обвала гривни уже давно были бы преодолены, если бы украинская власть вняла советам не губить хорошо развивающуюся украинскую экономику зашедшей в тупик внутренней политикой.
Инфраструктурные инвестиции, связанные с Евро-2012, строительство доступного жилья с долевым участием государства, стабилизационные кредиты мировых финансовых учреждений способны вернуть и, несомненно, вернут украинской экономике динамизм и открытость. Но для этого власти нужно перестать сражаться с собственным народом, потому что ее политические противники — это ее же народ. И понимание этого — важнее, чем понимание того, что войдет, а что не войдет в антикризисный план. Сколь глубоко иностранный капитал поглотил украинскую банковскую систему, почему НБУ так поздно обнаружил существование в Украине накопительных счетов и приравнял их к депозитным? И почему у Совета НБУ и его правления два разных взгляда на причины и методы выхода из кризиса? В сущности, это все не так уж и важно. Ведь в поисках друзей и врагов гривни украинской власти необходимы не столько экономисты, сколько зеркало.
С тегами: Арсений Яценюк Украина