Депутаты предлагают уменьшить сумму задолженности по кредитам, при которой может наступить уголовная ответственность. Эксперты не верят такому заявлению и считают, что это может быть результатом паники банков, которые сегодня особенно остро нуждаются в деньгах.
Группа депутатов во главе с членом комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым и сенатором Глебом Фетисовым подготовила законопроект, который вводит уголовную ответственность для недобросовестных заемщиков.
Документ, выдержки из которого обнародовала газета «Коммерсантъ», предусматривает уголовную ответственность для физических лиц за получение кредита путем предоставления о себе «заведомо ложных сведений» (например, неверные данные по зарплате, месту работы, использование фальшивых документов).
Так же депутаты предлагают снизить с 250 тыс до 10 тыс рублей уровень задолженности, при которой против заемщика, уклоняющегося от уплаты кредита, может быть возбуждено уголовное дело.
По словам разработчиков законопроекта, он будет внесен на рассмотрение Госдумы до конца недели.
Снижение «уголовной» планки задолженности до 10 тыс рублей означает, что в группе риска оказывается большинство всех заемщиков – даже тех, кто брал микрокредиты на покупку бытовой техники.
Один из авторов законопроекта, усиливающего ответственность за невозврат кредитов, депутат Госдумы Анатолий Аксаков поспешил успокоить обеспокоенных таким заявлением граждан.
«Даже если добросовестный заемщик попадает в трудную жизненную ситуацию, и его способность погашать кредит оказывается подорванной, он не может быть привлечен к уголовной ответственности по данной статье», — подчеркнул он.
По его словам, новые нормы адресованы «исключительно кредитным жуликам, которые сделали обман банков своей профессией».
Однако насколько честно будут творить правосудие правоохранительные органы и как будут отличать «честных неплательщиков» от мошенников, остается лишь догадываться.
Распространение уголовной ответственности на более широкий круг заемщиков станет дисциплинирующим фактором, уверены банкиры.
«Я, как юрист, только за принятие такого закона. Но, с точки зрения гуманного права и общественных мировоззрений — это вряд ли возможно. Я думаю, что такое предложение поступило от банков, у которых кончились деньги, и теперь они не могут перекредитоваться в условиях дефицита ликвидности», — говорит Bigness.ru юрист Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса Дмитрий Кодов.
«Естественно сейчас объем невозвратов повысился, но в этом нельзя винить лишь заемщиков. Тут уже началась цепная реакция», — говорит он, отмечая, что банки сами должным образом не рассчитывали платежеспособность потенциальных заемщиков. В итоге качество кредитов упало, зато их объем возрос.
Объем просроченной задолженности по выданным кредитам к 01 сентября 2008 года достиг 123,4 млрд рублей, сказала в интервью Bigness.ru директор по развитию бизнеса ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная.
«Это 3,2% от объема всех выданных на эту дату кредитов. Темпы прироста просроченной задолженности с начала года составили 22,6%. Существует вероятность резкого роста в ближайшем будущем реального объема невозвратов по уже выданным кредитам», — констатирует эксперт.
«Строить конкретные прогнозы роста просрочки в пик кризиса, когда обстановка в финансовом секторе меняется каждый день, затруднительно. Но можно предположить, что если кризис охватит, помимо банков и инвестиционных компаний, еще и реальный сектор, то произойдет падение доходов населения и существенный рост безработицы. Это означает увеличение просроченной задолженности по кредитам физических лиц», — говорит она.
На вопрос о том, что в настоящее время является «уклонением» от уплаты, наш собеседник пояснила, что в соответствии со статьей ст. 177 УК РФ так классифицируется совершение действий или бездействий по невыполнению вытекающей из договоров обязанности погасить кредиторскую задолженность.
«Преступлением является злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Уклонение считается злостным, если одновременно присутствуют следующие условия: кредиторская задолженность не возмещается в крупном размере (это сумма, по нынешнему закону, превышает 250 тыс. руб., депутаты рекомендуют её сократить в 25 раз); принято и вступило в законную силу решение гражданского или арбитражного суда о ее погашении или имеются обстоятельства, свидетельствующие о нежелании должника выполнять решение суда (например, перемена им места жительства, перемена фамилии; перевоз имущества за рубеж или передача его другим лицам и т.п.), при наличии у него такой возможности », — сказал нам эксперт..
Говоря об обеспокоенности банков из-за невозвратов, эксперты отмечают, что финансовый кризис существенно повысил спрос на услуги коллекторских агентств, основной деятельностью которой является сбор просроченной задолженности.
«Банки, у которых имеются долги, и чья служба не справляется с этими долгами, продают их коллекторам по договорам цессии или передают на взыскание по агентскому договору, что позволяет улучшить балансовые показатели
Банка и решить проблемы с резервирование денежных средств в ЦБ (согласно Положению об обязательных резервах кредитных организаций). Невозвращенный кредит продается агентству по принципу — кто больше заплатит – на основе тендера, в результате у банка остается чистый баланс», — говорит коммерческий директор Коллекторского агентства Morgan & Stout Елена Прокопеня.
«Работают коллекторы в основном в досудебном порядке, убеждая оплатить долг.
Если человек отказывается или говорит что нет денежных средств, то процедура взыскания идет по существующей методике. Дело передается в суд и согласно его решению, к недобросовестному заемщику приходят судебные приставы и описывают имущество, чтобы впоследствие его реализовать и покрыть задолженность перед банком», — поясняет она в интервью Bigness.ru.
«Конечно, можно подвести человека и под уголовную ответственность, но, исходя из практики, никто никого не “сажает”», — отмечает Елена Прокопеня.