Тысячи людей теряли тысячи гривен на собственных депозитах и на попытках совершить какие-то необдуманные операции по переводу одной валюты в другую. Банки сотрясали не менее панические настроения – в кассах у них не было кэшевых денег, банковские офисы осаждали разъяренные вкладчики, требующие досрочного возвращения депозитов, угрожающе раздувались графы «малоликвидных» потребительских и коммерческих кредитов.
Отток денежной массы был таков, что отрасль быстро приближалась к своему краху. А еще чуть раньше была организована очень профессиональная рейдерская атака на системный «Проминвестбанк», который в итоге сильно опустили, немножко «поддержали» бюджетными деньгами и внешним (нацбанковским) администрированием и… продали братьям Клюевым. Условия сделки крайне выгодны одной из сторон. Догадайтесь — которой? А еще раньше гривня неожиданно (без каких-либо внятных макроэкономических причин) была существенно укреплена, что также провоцировало панический сброс населением долларов и потерю сотен миллионов в иностранной валюте. Но разве кто-то отменял легендарный закон сохранения энергии/вещества? Если у кого-то в кармане что-то будет, то в другом (более проворном) кармане, несомненно, что-то «зеленое» появится.
Возвращенец
Можно, конечно, тупо утверждать, что все это стечение случайных обстоятельств. Можно не менее тупо твердить, что мы сильно пострадали от мировых кризисных явлений. Можно не сомневаться в зеркальной честности главных кураторов наших финансовых рынков. Но кое-что все-таки нас сильно смущает.
Первое: вряд ли имеется столь сильная корреляция между мировыми финансовыми штормами и тихой украинской банковской гаванью, чтобы в течение одной недели резко удешевить национальную валюту и положить в чей-то карман конкретные миллионы долларов. Второе: кое-кто явно заработал на первой (весеннее/летней) и второй (осенней) валютных спекуляциях. Иначе какой смысл в этих обменных качелях? Третье: кое-кто явно перераспределил влияние в банковском секторе и теперь единолично (пусть и негласно) распоряжается судьбами коммерческих банков. «Проминвестбанк» только первая ласточка. Четвертное: кое-кто доказал, что вернуть себе влияние можно и не через участие в парламентских выборах и тем более не через занятие должности временного президентского фаворита.
Так или иначе, но сегодня уже очевидно, что в результате нынешнего политического и экономического кризиса серьезно укрепился глава Наблюдательного совета Нацбанка Петр Порошенко. И не только укрепился, но быстро вошел в топ-5 наиболее влиятельных людей страны. По сути можно говорить, что Порошенко изящно переиграл и Тимошенко, и Балогу (резко потерявшего влияние в последние месяцы) и прочих больших игроков. Именно Петр Алексеевич контролирует финансовые потоки внутри страны. И его просто так уже нельзя «отправить в отставку» в качестве фигуры размена.
<TABLE class=articleImg cellSpacing=0 cellPadding=0 border=0> <TR> <TD></TD></TR> <TR> <TD class=articleImgSub>фото УНИАН</TD></TR></TABLE>
Порошенко явно поумнел. Он уже не использует лобовые атаки и информационные провокации. Он играет намного более тонко. Петр Алексеевич понял, что всесилие президентского фаворита (а он им был в 2005 году) очень неустойчиво. И что любого фаворита с легкостью можно разменять на что-то более интересное. Пока тот же Виктор Балога от имени Президента топорно атаковал Юлию Тимошенко и вешал на себя всех грязных «PR-собак», Порошенко, с одной стороны, быстро перебирал на себя контроль над банковской системой страны (попутно уничтожая Стельмаха), а с другой – не спеша, но эффектно возвращался в публичную сферу.
Профессионально комментируя антикризисные мероприятия на финансовых рынках страны. Сегодня Порошенко как никогда близок и к собственной политической реанимации. Перефразируя, применительно к Порошенко, известный жлоб-афоризм «кто управляет деньгами и информацией, тот управляет миром», укажем, что сегодня именно к Петру Алексеевичу нужно идти на поклон. И ведь действительно, Порошенко — едва ли не единственный (на сегодня) полноценный носитель инсайдерской информации, которая позволила ему хорошо разыграть партию под названием «корреляция курса доллара по отношению к гривне».
Надо признать, что у Порошенко все задуманное пока блестяще получается. Судя по всему, ему удалось полностью уничтожить репутацию нынешнего главы НБУ Владимира Стельмаха – «общественность» уже не сомневается, что именно Владимир Семенович лично виноват в крахе гривни. Само собой, это совершенно не так. Но Порошенко тонко подвел к этой мысли и правительство Тимошенко, которое, само того не понимая, играет на руку Порошенко. Убедил парламент, который тут же потребовал крови Стельмаха.
Раздал конфетки масс-медиа, которые засыпали читателя/зрителя антистельмаховскими анализами. Кроме того, Порошенко сегодня в полном объеме контролирует так называемый банковский надзор. А что такое банковский надзор? Правильно, это узаконенный способ сбора компромата на коммерческие банки (сотрудники надзора имеют доступ ко всей внутренней документации банков). И предполагает последующее использование этого легализованного компромата в корыстных целях. Кстати, надзор — важнейшая функция центробанков в развитых странах, так как позволяет удерживать отрасль в цивилизованном режиме работы без управляемых банкротств (ау, Проминвестбанк!) и прочего криминала, свойственного нам.
Осталась самая малость, и Петр Алексеевич зайдет на должность главы Нацбанка, который будет и впрямь держать банки на коротком поводке. В том числе и те банки, которые так или иначе участвуют в политических проектах. Вопрос: и кто к кому будет ходить на поклон? Уже понятно, что Порошенко (под кризисный шумок) пытается захватить сразу всю банковскую отрасль. Задача действительно впечатляет – если обычные рейдеры (олигархи-захватчики) охотятся за крупными, но все же единичными предприятиями, то Порошенко жаждет одним махом накрыть сразу всех.
<TABLE class=articleImg cellSpacing=0 cellPadding=0 border=0> <TR> <TD></TD></TR> <TR> <TD class=articleImgSub>фото Димы Богданова/ОБОЗ</TD></TR></TABLE>
Вчерашний день экс-фаворита
Это, между прочим, уже вторая попытка Петра Порошенко стать главным теневым паханом в Украине. На этот раз попытка выглядит намного более профессиональной и продуманной. А всего пару-тройку лет назад Порошенко отличался топорным и наглым стилем. Был человеком, оставляющим слишком много компрометирующих следов. Слишком много, чтобы незаметно и быстро превратится во всесильного регента при слабом президенте. Но его желание «быть первым, пусть и в тени» нарастало слишком стремительно, чтобы оставить равнодушными всех прочих политиков. Зимой/весной 2005 года Порошенко входил в неформальные фаворитские полномочия быстро и нагло. Он ни с кем не считался.
Он уже не хотел ждать второй части большой выборной революции (парламентских выборов 2006 года) и готовился занять лидирующее (почти диктаторское) место в стране осенью 2005 года. Он почти не обращал внимания на потенциальных оппонентов, полагая, что у него имеется солидный временной запас. В считанные месяцы ему удалось «предложить» свой проект так называемой коррупционной вертикали, превратиться в главного фаворита и быстро преодолеть длительный путь к регентству. Что такое регентство? Реальное управление государством со стороны всесильного фаворита при формальном участии президента.
Надо сказать, что тогдашний Петр Алексеевич Порошенко явно попал в политическое Зазеркалье. То, что иногда ему мерещилось, не всегда и не совсем соответствовало реальности. А часто оказывалось и вовсе вывернутой изнанкой действительной политической жизни. Но уйти из собственного мира фантазий, грез и мечтаний Петр Алексеевич уже не мог. Постоянно раздваиваясь между белым и черным, Порошенко гораздо чаще уходил в вымышленный мир, где именно он определял стратегический курс страны. Президент, по известным причинам, предпочитал тогда не вмешиваться в мечтания своего главного фаворита.
Программа-максимум Петра Порошенко до известных сентябрьских событий, когда тогдашний госсекретарь Александр Зинченко заявил о коррупции в окружении Ющенко и последовавших затем отставок и главы СНБО Порошенко, и премьера Тимошенко, базировалась на нескольких основополагающих пунктах. Что же предполагал план Порошенко? Во-первых, резкое усиление влияния неформальной группы Порошенко в парламенте после выборов 2006 года. По сути Порошенко тогда единолично контролировал «Народный союз «Наша Украина» и почти добился для себя должности спикера парламента.
И если бы не изящное предательство Александра Мороза, Порошенко получил бы вожделенное место. Стоит напомнить также, что приоритетной задачей Порошенко в те дни было максимально рассорить Ющенко и Тимошенко, превратить их в непримиримых врагов. Это задание Порошенко выполнил блестяще. Ему удалось не просто вывести Тимошенко из перечня союзников Президента и превратить ее в наиболее одиозного президентского оппонента. Блестящая игра. Впрочем, скандал нанес немалый урон позициям самого Порошенко.
Он с трудом удержался в пропрезидентском фаворитском списке. Но уже совсем скоро Петр Алексеевич вынужден будет уступить кресло главного фаворита Виктору Балоге, который продолжил «топить» Юлию Владимировну. Во-вторых, пока еще политик Петр Алексеевич надеялся переиграть Юлию Тимошенко в борьбе двух провластных групп за истинное влияние. Особенно нежелательной для Петра Алексеевича можно было считать конфигурацию, при которой Тимошенко становится фактическим и юридическим «первым номером» оранжевого электората. Не только на парламентских выборах.
В этом случае она получала шанс полностью переформатировать политическое пространство под свои будущие цели и задачи сразу после парламентских выборов. Временно оставаясь союзницей Президента и временно считаясь с потребностями его (Президента) окружения. Петр Алексеевич хорошо понимал, что публично состязаться с Тимошенко ему явно не под силу. Она гораздо более популярна в средствах массовой информации, чрезвычайно харизматична во время любых публичных мероприятий и неизменно пользуется повышенной электоральной любовью. В отличие от того же Петра Порошенко, публичный рейтинг которого – и без того невысокий – со дня на день только сокращался. В итоге он позорно проиграл и бежал с поля боя. Чтобы, отсидевшись год-полтора, вернуться в теневую нишу. И разыграть реванш через… Нацбанк.
<TABLE class=articleImg cellSpacing=0 cellPadding=0 border=0> <TR> <TD></TD></TR> <TR> <TD class=articleImgSub>фото УНИАН</TD></TR></TABLE>
Переподчинение олигархов
Перейдем теперь к четвертой составляющей плана Порошенко: наш герой надеялся к осени 2005 года перераспределить влияние в так называемом украинском олигархическом сообществе. Что это означало? Традиционное «олигархическое сообщество», сильно напуганное жесткими реприватизационными и перераспределительными процессами, весной/летом 2005 года настойчиво искало надежного и действительно всесильного «лоббиста». Это общепринятая для постсоветской Украины практика – у крупного бизнеса во власти обязан быть мощный лоббист.
А так как сегодня Украина претерпевает серьезные преобразования и во власть пришли новые игроки с очень серьезными аппетитами, классическому крупному бизнесу (времен Кучмы) нужны были определенные гарантии. Новый лоббист нужен был прежде всего для того, чтобы слить под него часть активов (в качестве платы за «новую крышу»), а также насытить его политическую команду ресурсами, достаточными для установления в 2006 году мощной политической монополии.
Деньги, собственность – в обмен на политическое лобби: ничего экстраординарного. Быстро выяснилось, что сегодня в стране существует сразу два равновеликих центра, способных в перспективе выполнять миссию по защите «олигархических интересов» — те же Порошенко и Тимошенко. А потому часть крупного бизнеса пошла на поклон к Петру Алексеевичу, тогда как вторая часть коллег-олигархов отравилась на свидание с Юлией Владимировной. Как бы аппетиты Порошенко очень даже адекватно компенсируют аппетиты Тимошенко. Иное дело, что Петр Алексеевич, в силу своей неопытности и неуклюжести, все чаще проигрывал Юлии Владимировны и тем самым постепенно выталкивался из большой перераспределительной игры.
Чтобы компенсировать свою неуклюжесть, Порошенко решился на самый жесткий шаг: он взял под собственный контроль почти все силовые вертикали (прокуратура, МВД, таможня). Частично эту задачу Порошенко реализовал. К началу осени 2005 года именно он курировал все силовые ведомства и накапливал компромат на потенциальных конкурентов. Используя силовой ресурс, Порошенко вполне мог создать монопольную политическую империю с регентом во главе. И опять приходится напоминать, что тогдашние наполеоновские планы Петра Алексеевича лопнули как мыльный пузырь.
Но он почти сразу же разработал новый план по приручению некоторых отечественных олигархов. На этот раз Порошенко пошел через Нацбанк, резко наращивая свое влияние в банковском сообществе. Не экспертное, разумеется. Но только лоббистское. И в итоге сегодня мы имеем крупнейшего и влиятельнейшего игрока – Петра Порошенко, ловко зарабатывающего на управляемых колебаниях гривни и оперативно продающего упавшие коммерческие банки своим потенциальным партнерам. Большая игра только начинается. Правда ведь, Петр Алексеевич?