Источники газеты «24» сообщают, что в Секретариате Президента обсуждается идея принудительного перевода всех долларовых вкладов населения в гривню. Ради спасения экономики власти готовы пожертвовать накоплениями граждан.
На последнем заседании банкиров в Национальном банке первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак обсуждал с финансистами вопрос конвертации всех долларовых вкладов и кредитов в гривню. Об этом сообщил один из членов Совета НБУ, принимавший участие в заседании. При этом чиновник не сообщил, по какому курсу и когда может пройти такая принудительная экспроприация сбережений и замена долгов.
Сейчас в Украине, согласно официальным данным, около 27 млн. депозитных счетов граждан. 42% всех вкладов люди хранят в валюте, чаще всего – в долларах, реже – в евро. От доллара зависят и люди, которые снимают жилье, – хозяева чаще всего именно в американской валюте принимают арендные платежи. Украина фактически бивалютная страна – это мешает развитию экономики и не дает возможности сделать гривню конвертируемой валютой, считают противники использования долларов в Украине. Однако принудительный перевод всех сбережений в национальную валюту приведет к массовым искам против банков и против правительства.
Один из сторонников полного исключения доллара из финансовой системы страны – председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук. По его мнению, если перевод вкладов и делать, то очень аккуратно, так, чтобы это не вызвало паники и впечатления, что государство хочет обворовать людей. «Есть разные варианты решения проблемы долларизации экономики. Первый вариант – постепенно отказаться от валютных вкладов и кредитов. Зафиксировать все валютные вклады и кредиты на определенную дату и после этого выдавать и принимать только гривню. Пусть люди подержат валюту дома в кульках – месяц, второй, третий, если она не будет приносить прибыли, никто не будет ее дома держать», – считает банкир. Другой вариант – принудительный перевод старых вкладов в национальную валюту. Подобный сценарий был осуществлен в Аргентине в 2002 г. и привел к уличным беспорядкам.