В результате фактически только Национальный Банк Украины (далее – НБУ) претворяет в жизнь некоторые антикризисные меры, хотя и отрицает само существование кризиса как такового. Резкий рост курса доллара в октябре 2008 г. привел к появлению на свет Постановления НБУ от 11.10.2008 № 319, которое ограничивало возможность граждан распоряжаться собственными деньгами в связи с запретом на досрочное снятие со счетов депозитных вкладов. Также было запрещено использовать дополнительное кредитование для рефинансирования невозвращенных кредитов. С одной стороны это поддержало финансовый сектор и снизило отток капиталов, с другой – привело к падению рейтинга доверия к банковской системе в целом со стороны населения, с третьей – сделало невозможным для бизнеса в условиях кризиса неплатежей, использовать механизмы перекредитования и консолидации долгов. Постановление НБУ «Про кризис в Украине» от 13.11.2008 № 384 стало, пожалуй, самым фантастическим за всю его историю. За октябрь фондовый рынок упал на 20 %, в стране начались массовые увольнения, гривна девальвировала – кризис набирал быстрые обороты, а п.1 этого постановления выглядел фактически следующим образом: «Считать, что кризиса в Украине не существует». А раз кризиса нет, то и зачем с ним бороться? Несмотря на официальную позицию про «отсутствие кризиса», Постановлением НБУ от 04.11.2008 № 351, с 28.11.2008 в Украине был фактически ликвидирован валютный коридор, официальный курс доллара стал зависеть от результатов торгов на межбанке. В итоге девальвация гривны пошла ускоренными темпами. И это было только началом. Последовавшее вслед за этим Постановление НБУ «Про отдельные вопросы деятельности банков» от 04.12.2008 № 413, несмотря на свое вполне нейтральное название, может произвести эффект разорвавшейся бомбы – оно отменяет Постановление № 319 и снимает ограничения на снятие депозитов. Также Постановлением НБУ обязал банки в десятидневный срок подать в Дирекцию по банковскому регулированию и наблюдению программы капитализации. В случае невозможности увеличить капитализацию от банков потребуют выполнить целый комплекс условий – начиная от переоценки залогового имущества и заканчивая уменьшением на 10% административных расходов и ограничения выплат бонусов и премий руководству банков. В первую очередь это ударит по мелким и средним банкам. Спустя всего 2 дня, в субботу 6 декабря НБУ делает еще одно заявление, противоречащее предыдущему: мораторий на досрочное возвращение депозитов остается. Об этом говорится в письме НБУ руководителям коммерческих банков (№ 22 — 310/946-17250). В письме уточняется, что НБУ обеспокоен тем, что в результате досрочных выплат депозитов ликвидность отдельных банков остается под угрозой. НБУ обращает внимание, что постановлением Правления Национального банка Украины № 413 от 4 декабря 2008 года (абзац 5 пункта 2) банкам запрещено делать досрочное возвращение депозитов, так как они вложены в долгосрочные кредиты и другие активы. К чему могут привести подобные метания – от отрицания кризиса до использования для борьбы с ним мер, весьма непредсказуемых по своим последствиям? Попробуем хотя бы частично спрогнозировать некоторые варианты дальнейшего развития событий. 1) Оптимистичный сценарий Это сценарий, прежде всего, опирается на следующее предположение: имея возможность свободно снимать депозиты, украинцы понесут деньги на потребительский рынок в преддверии новогодних праздников. В этом случае, скорее всего, произойдет следующее: • приостановка девальвации гривны, а возможно и частичная ревальвация в связи с падением спроса на наличный доллар; • увеличение оборота розничных торговых сетей; • оживление на оптовом рынке и усиление позиций отечественного товаропроизводителя (особенно в пищевой промышленности) • приток денег в банковскую сферу (торговые сети и промпредприятия получат возможность гасить кредиты за счет денег, полученных от продажи товаров); • снижение темпов падения производства товаров народного потребления; • снижение роста безработицы (временное и стабильное – зависит также и от конъюнктуры на внешних рынках, масштаб безработицы будет сильно зависеть от внешних факторов) Однако на данный момент, в открытых источниках нет информации о социологических или маркетинговых исследованиях, подтверждающих тезис о том, что украинцы понесут деньги на рынок, а не массово бросятся скупать валюту. Скорее наоборот, социологические данные, обнародованные Research&Branding Group 8 декабря показывают, что 60% украинцев в нынешних условиях стремятся экономить. Поэтому реализация данного сценария зависит не только от НБУ, но и от общеполитической ситуации в стране. Очень велика вероятность того, что часть денег будет потрачена на товары широкого потребления, такие как соль, спички, крупы и консервы, а часть – конвертирована в валюту. 2) Пессимистичный сценарий Хотя на данный момент сложно представить, что события будут развиваться настолько быстро и неуправляемо, но отсутствие стратегии по выходу из кризиса может привести к ситуации, когда сочетание частных тактически мер даст катастрофический суммарный эффект – потерю финансовой независимости Украины. Сценарий предполагает либо полный отказ от собственной валюты и переход на доллар как для внутренних, так и внешних расчетов. Либо параллельное использование обеих валют с жесткой привязкой национальной валюты к доллару. Например, как в государстве Сент-Винсент и Гренадины или в содружестве Багамских островов. 3) «Заговорщицкий» сценарий Сценарий предполагает, что после получения возможности беспрепятственно снимать с депозитов средства, пытаясь сохранить «свои кровные» украинцы будут массово скупать валюту. Не имея возможности повысить капитализацию и испытывая кризис ликвидности, связанный также с невозможностью привлечь ресурсы на фоне фантастически высокой учетной ставки НБУ, начинают банкротиться мелкие и средние банки. После закрытия с 1 января 2009 года «обменников» операции по покупке/продаже наличной валюты частично мигрируют на «черный рынок». Таким образом, НБУ выступает инициатором организации «черного рынка валюты». Что происходит дальше: • в течение 3–4 месяцев национальная валюта девальвирует до положения в 15–20 грн/доллар; • Казначейство проведет эмиссию гривны (под кредит МВФ и золотовалютные запасы НБУ), эти деньги попадают на рынок; • на фоне девальвации и снижения покупательной способности инфляция очень скоро достигнет пикового уровня (при продолжении выпуска эмиссионных гривен рост инфляции будет поступательным, без резких пиков); • в банкоматах на какой-то период будет наблюдаться отсутствие наличных денег, а владельцы пластиковых карт столкнутся с нежеланием торговых сетей и магазинов принимать их к оплате; • в связи с невозможностью выполнить требования по увеличению капитализации – мелкие (а то и средние) банки исчезают, украинская банковская система полностью переходит под контроль международных финансовых компаний (капитализация дочерних структур зарубежных банков итак будет возрастать в связи с девальвацией гривны без других дополнительных мер). В результате развития сценария: • скорее всего, спустя какое-то время, НБУ выйдет на межбанк с интервенцией и скупит избыточную гривну по весьма выгодному для себя курсу, что поможет уменьшить денежную массу; • в итоге – еще раз (после весенней ревальвации гривны и октябрьской девальвации) население потеряет значительную часть своих сбережений; • эскпортеры, получив частичное послабление за счет роста курса доллара, поначалу несколько улучшат свое положение и приостановят увольнения сотрудников, однако затем почувствуют угрозу потери своих активов, за счет возможного конкурентного поглощения западными или российскими компаниями (вследствие обесценивания основных фондов и резкого снижения капитализации); • гривна ненадолго возвратится к курсу 8–9 грн/1 доллар. Таким образом, вследствие реализации подобного варианта все население «обуют» на 40–60 % реальной стоимости его сбережений. Украинские компании останутся «сам-на-сам» перед угрозой покупки их практически за бесценок западными, азиатскими или российскими компаниями. Реализация данного сценария делает возможным развитие ситуации в Украине по «аргентинскому варианту» — с техническим дефолтом и стрельбой на улицах. 4) «Финансово-внешнеполитический», или Оффшорный Сегодня существует вероятность ускорения процесса ликвидации (распада) финансового суверенитета Украины, остановить который крайне сложно, а при нынешнем платежном и торговом балансе в Украине и бездействии власти фактически, мало реально. А значит, его следует ускорить и усилить, чтобы быстрее пройти кризисные явления и «нащупать» дно – ужасный конец лучше, чем ужас без конца. Однако на распаде можно и нужно заработать. Представляется, что Украина на данный момент имеет два конкурентных преимущества: металлургию и сельское хозяйство. Но сейчас, в условиях падения цен на металл и сельхоз продукцию на мировых рынках, и то, и другое убыточно. Значит, Украине необходимо найти свою «фишку» — такую, которой для России является нефть и газ. Возможным вариантом такой «фишки» представляется создание финансового оффшора. Для этого делается следующее: • разрешается свободное хождение валют; • упрощается порядок регистрации фирм, вводится «легкая форма» — без указания собственников; • налоги снижаются в разы; • учетная ставка НБУ понижается; • вносятся изменения в существующую нормативно-правовую базу. Что происходит в результате: • Украина становится крупнейшим реальным оффшором в Европе; • Финансовый оффшор позволит заработать на капитале, выводимом из Российской Федерации (за счет средств российских «мини-олигархов»), которые сейчас прячут деньги по разным BVI); • в страну попадают реальные доллары и евро – взамен снижающегося потока западных инвестиций; • возможен приток евро из стран ЕС, в связи с противооффшорной антикризисной политикой многих европейских стран; • улучшается платежный и торговый балансы; • появляется возможность ревальвировать гривну. Все эти действия требуют жесткого государственного контроля и высокого уровня организации и администрирования при условии стабильности власти. 5) Монетарный сценарий Этот сценарий предполагает быстрое принятие достаточно непопулярных мер. Конечно, при его реализации существует риск социальных волнений и усиления сепаратистских настроений в стране. Однако следует заметить, что эти риски существуют и безотносительно претворения в жизнь монетарного сценария. Их можно уменьшить проведением правильной информационной кампании. Будет ли это сделано неизвестно – сегодня, когда решать и действовать необходимо как никогда быстро, власти откладывают на будущее все антикризисные действия. Возможные действия при реализации монетарного сценария: • быстрая девальвация гривны до 20 грн./ 1 доллар США с обязательной последующей жесткой фиксацией курса – либо за счет валютного коридора, либо по примеру Китая (до 2005 года) или Каймановых островов – жесткая привязка курса гривны к курсу доллара; • будет введен жесткий запрет на хождение валюты и использование ее в расчетах внутри страны; • экспортеров обяжут продавать НБУ 100 % валютной выручки по жестко фиксированному курсу; • коммерческие банки обяжут продавать НБУ 100 % кредитных ресурсов, привлеченных в валюте, по фиксированному курсу; • коммерческие банки обяжут выдавать все виды кредитов только в национальной валюте; • прекратится продажа валюты физическим лицам; • возможность покупки валюты коммерческим банками у НБУ будет обеспечиваться только для обслуживающихся в нем импортеров/экспортеров (под объем контрактных обязательств клиентов) и для погашения кредитной задолженности и процентов по полученным валютным кредитам от компаний-нерезидентов самими банками; • существующие валютные вклады физических и юридических лиц принудительно конвертируются в гривну по фиксированному курсу; • чтобы снизить уровень инфляции, существующие социальные стандарты (прожиточный минимум, минимальная зарплата) на неопределенный срок будут заморожены; • усиливается административная и уголовная ответственность за незаконные валютные операции Реализация этого сценария может помочь в борьбе с инфляцией и отдельными кризисными явлениями, а также ускорить процесс ревальвации гривны в среднесрочной перспективе. При этом не исключен вариант неконтролируемого развития ситуации и, как следствие – социальный взрыв, стрельба на улицах и насильственная смена власти. Конечно, это – далеко не все возможные сценарии развития дальнейших событий в стране. Не исключены и другие варианты, а также их комбинации. Но чтобы оценить уровень вероятности реализации того или иного пути развития событий, данных, находящихся в открытом доступе, на сегодня не достаточно. Тем не менее, уже сегодня можно сказать следующее: любая антикризисная программа, элементом которой может быть один из представленных сценариев, может сработать только при наличии политической воли и нормально работающей власти. Усилиями лишь одного НБУ ситуацию существенно не улучшить. Если и дальше не принимать никаких комплексных мер, а лишь реагировать на происходящее, развитие ситуации станет совершенно непрогнозируемым.