Древние китайцы считали, что жить во время перемен — плохо. Нам пришлось. Мы наблюдаем за тем, что происходит в городе. Много закономерного. Но еще больше странного.
Из банка — в банку
С началом кризиса многие вкладчики, наученные горьким опытом 1998-го, побежали забирать деньги из банков. В сентябре это были 1,5% (90 млрд р.) от общего объема депозитов. В октябре началась паника, пошли увольнения, и эта цифра достигла 6% (354,5 млрд р.). Некоторые банки даже установили лимит выдачи наличных средств. Затем народ немного успокоился: банки вроде как не лопаются и даже продолжают выдавать кредиты. В общем, в ноябре россияне унесли под матрасы всего ничего — около 30 миллиардов, то есть меньше полпроцента. Аналитики предрекают, что в декабре население понесет свои кубышки обратно — под обещанные неплохие проценты.
Тем временем, как только народ забрал деньги из банков и спрятал под матрасы, участились квартирные кражи и грабежи. К тому же строители-гастарбайтеры, лишившись работы, не спешат отправиться восвояси. Денег взять неоткуда. Закономерный итог — растет этническая преступность.
Кредиты
Банки готовы пересматривать условия кредитных договоров и переводить долларовые кредиты в рублевые. Выгодно ли это? Все зависит от того, насколько сильно вырастет доллар. Разобраться непросто.
11% должников уже не в состоянии выплачивать за ипотеку. Премьер Путин пообещал, что правительство поможет тем, кто не может платить из-за того, что лишился работы. Но министр Кудрин сразу же добавил, что не бесплатно.
Взять кредит по-прежнему реально. Хотя не каждому и не везде. Ходят слухи, что банки имеют тайные списки неблагонадежных работодателей. У работников строительного, металлургического и финансового сектора больше шансов получить отказ.
Тем временем люди ухитрились набрать кредитов, в надежде, что банки лопнут и деньги не придется возвращать. Тьма египетская.
Жилье: торг уместен
Цены на недвижимость (кроме элитной) пока не сильно изменились. Продавцы и покупатели замерли в стойке. Хозяева, которые пытаются сдать или продать жилье без посредников, легко идут на уступки. Однако некоторая сумятица на рынке все же наблюдается. Например, снять на длительный срок однушку на «Юго-Западе» предлагают за 29 000 р. в месяц, а трешку на «Китай-городе» — за 26 000 р.
Тем временем экспаты съезжают с Остоженки и арендуют квартиры подешевле в не менее приятных районах. Гуд-бай, Золотая миля!
Реклама и СМИ
Из-за повсеместно урезанных рекламных бюджетов массмедиа оказались в весьма затруднительном положении. Издания, радио — и телеканалы заявляют о сокращении штатов и закрытии дорогих проектов. В медиахолдингах полным ходом идут чистки под девизом «оптимизация штатного расписания». Business Week, Seasons, Empire… Кто на новенького?
Тем временем люди стали покупать меньше печатной продукции, предпочитая выуживать информацию из интернета.
Инфляция
В продуктовых супермаркетах народ сметает все. В выходной день в «Ашане» не найти свободную тележку. Слова «акция» и «специальная цена» действуют на покупателей магически. Еда дорожает так, что страшно за бабушек, которые, услышав слово «кризис», запасаются мукой, крупой, сахаром, зачастую ради этого отказывая себе в лишнем кусочке мяса.
Тем временем в охваченной кризисом Америке, где люди получают не в пример больше, продукты «на каждый день» стоят дешевле, чем у нас: литр молока, десяток яиц примерно на 10 р. меньше.
Ради Христа
Кризис коснулся и РПЦ — сократились пожертвования. Под угрозой закрытия социальные программы (детские дома, богадельни и др.), которыми занимается специальная Комиссия. Ее руководитель призвал «всех друзей милосердия» отчислять на благие дела по 1% зарплаты. Причем адресован этот призыв в первую очередь «к небогатым людям, потому что богатым сейчас становится не до нас». Без комментариев.
Сокращения
По всей стране встают крупные промышленные предприятия — в первую очередь металлургические и машиностроительные. Сокращают рабочую неделю, урезают зарплату в среднем на 30%, вводят 4-часовой рабочий день. Перестают оплачивать отпуска. Банки и страховые компании сокращают штат или ликвидируются. Торговые сети и рестораны закрывают некоторые точки и сокращают персонал — главным образом офисный.
Тем временем число резюме на сайтах по поиску работы выросло, количество вакансий заметно сократилось, а премьер пообещал увеличить пособие по безработице до 4900 р.
Деньги жгут руки
Помня о прошлых кризисах, не понимая, как отреагирует рынок и что будет с ценами, боясь вкладывать куда бы то ни было, многие пытаются потратить свои небольшие сбережения, пока деньги не превратились в фантики. Покупают бытовую технику и электронику. Учитывая то, что в этом сегменте и так постоянные акции и скидки, ждать сильного снижения цен не стоит — они и так низкие. Многие считают выгодным «вложением» покупку предметов роскоши, которые прослужат не один год.
Автомобили
Автопродажи падают. Еще недавно предприимчивые люди торговали очередями на самые популярные модели. Теперь стоянки заставлены плотно — автомобили в салонах есть в любом количестве. Прежде надменные продавцы заискивают перед покупателями. Улицы увешаны рекламными перетяжками. Основная фишка — спецпредложения. Клиента пытаются заинтересовать как различными пакетами опций в подарок (в среднем около 30 000 р.), так и дополнительными услугами, входящими в стоимость машины (зимний комплект шин, страховка, навигация).
Бензин подешевел
Многие наивно полагали, что после этого таксисты станут сговорчивее. К сожалению, это не совсем так.
Развлечения
На открытии концертного зала в коттеджном поселке Барвиха Luxury Village выступил Элтон Джон. Плановый концерт в Хельсинки отменен под предлогом бронхита. Видимо, гонорар в 3 млн долларов (слухи) от дома «Шопард» оказался более привлекательным. Эх, сэр Элтон! Кстати, все билеты на концерт (от 20 000 р. до миллиона и выше) были проданы.
Тем временем обычные люди выбирают простые удовольствия. Одно из самых доступных развлечений — это кино. К тому же народ бухает адски, как будто завтра не наступит.
Бизнес-ланч
Любители экономить стали есть больше сладкого. Плитка шоколада заменяет им бизнес-ланч. В демократичных сетевых ресторанах в середине дня по-прежнему биток. Большей частью пострадали дорогие заведения. Хотя на первый взгляд в обед там не менее пустынно, чем обычно.
Тем временем число посетителей ресторанов сократилось на 10%.
Начались распродажи
Когда начал стремительно расти доллар, некоторые магазины попытались потихоньку повышать цены, подгоняя их по привычке под курс американской валюты. Однако, желая привлечь покупателей, большинство из них, наоборот, начали распродажи раньше обычного — уже в конце ноября. —30% можно сегодня увидеть почти в любой витрине. И это не предел.