После того, как доллар в обменниках преодолел барьер в десять гривен, власть имущие активно занялись поиском виноватых. Правда, и с курсом тоже собрались решить хоть что-нибудь.
Торжества по случаю выноса сора из избы
Украина уже не один месяц болеет «курсовой лихорадкой». И 17-18 декабря со страной случился приступ впечатляющего масштаба. Доллар, о котором неделя за неделей говорили: «преодолел психологическую планку», — совершил впечатляющий рывок. «Высота» в десять гривен взята. И своеобразный "аргумент": „Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда“, — навсегда утратил свою актуальность.
Пока эксперты, еще в октябре заверявшие: „К Новому году доллар будет стоит не больше 6 гривен, да и то — маловероятно“, — пребывали в задумчивости, а население в прострации, „работой“ над курсом занялись политики. И, как водится, начали с самого захватывающего — поиска виноватых.
Брифинг Юлии Тимошенко от 18 декабря произвел эффект взрыва небольшой, но очень шумной бомбы. Премьер, которая и раньше подозревала во многих грехах то Банковую, то руководство НБУ, окончательно определилась. Виновники происходящего с национальной валютой: а) ряд коммерческих банков-спекулянтов во главе с „Надра-банком“, принадлежащим сейчас трепетно „любимому“ главой правительства Дмитрию Фирташу; б) руководство Нацбанка; в) Секретариат президента. Первые обвалили курс, второе им помогло, а третий — прикрывал „преступные деяния“.
Глава правительства обрисовала простую, но изящную схему. Руководство центробанка рефинансирует ряд избранных банковских учреждений. „Счастливчики“ скупают валюту по льготному курсу. Впрочем, строго говоря, льготы тут необязательны, несколько недель назад НБУ и так выходил на межбанк с куда более дешевым долларом. А дальнейшее — дело техники и спекуляций: „правильно“ стимулируемый курс, и без того растущий из-за дефицита валюты, взлетает; вздорожавшие денежные единицы США продаются крупным оптом; рынок насыщается, затем гривна укрепляется, а все те же предусмотрительные „счастливчики“ успевают выиграть на всех курсовых колебаниях себе приятные бонусы. Размер бонусов, по мнению премьера, находится где-то в районе полумиллиарда долларов, что демонстрирует масштабы „преступного сговора“ и пропасти, в которую падает страна.
Как это часто случается, озвучив скандальные сведения, Юлия Тимошенко заверила, что в ее распоряжении есть все необходимые документы, и виновники будут покараны, пусть даже ценой „выноса сора из избы“ — обращения в профильные международные организации. Почему только сейчас? По словам премьера, Кабмин не хотел нагнетать обстановку и надеялся разобраться с проблемами „по-хорошему“. Хотя, с учетом цифр, демонстрируемыми окошечками обменников, „ненормальные вещи“ месяц назад (а то и раньше) мог заметить любой прохожий. А косвенным объяснением резкости заявления Тимошенко может послужить факт, о котором упомянула сама премьер: эмиссия, проводимая Нацбанком, практически не отразилась на благосостоянии правительства. „Национальный банк… вместо 6 миллиардов купил ценные бумаги правительства всего на 600 миллионов гривен, это значит, что банку „Надра“ — 7 миллиардов, а правительству Украины вместо 6 миллиардов — 600 миллионов“, — поделилась своим разочарованием Юлия Тимошенко.
Обвиняемые отреагировали практически сразу. Виктор Балога тут же обвинил премьера в попытке громким пиаром прикрыть собственные просчеты. „Премьер-министр как всегда подменяет реальные действия истерическими заявлениями. Никто не снимет с правительства ответственность за экономическую ситуацию и финансовую ситуацию в стране“, — парировал он. Правда, как жить после, а вернее — вместо, истерики глава СП не пояснил. Хотя, его мнение по этому поводу не ново: все проблемы лечатся путем „ампутации“ нынешнего Кабмина. Предсказуемо солидарен с главой своей канцелярии и президент. Виктор Ющенко уверен, что страна нуждается в премьере, „который честно будет говорить нации о проблеме, а не будет заниматься губительной политикой популизма“. Справедливости ради, следует признать, что Юлия Тимошенко не слишком похожа на человека, который будет радостно воплощать в жизнь потенциально непопулярные решения накануне президентских выборов. Но та же справедливость требует заметить, что такие ответственные политики в Украине в большом дефиците. Да и Банковая сейчас (как, собственно, и всегда) больше соревнуется с Грушевского в масштабах все того же выноса сора из избы, чем изыскивает практические пути спасения страны.
Не упустил возможности обменяться ответственностью с Кабмином и глава Национального банка. Владимир Стельмах, как и Виктор Балога, склонен винить в бедах населения политику Юлии Тимошенко. „Бездарная деятельность правительства в управлении экономикой привела к тому, что уже в декабре этого года страна может быть в ситуации внутреннего дефолта. На сегодня правительство не имеет средств для выплат по заработным платам, пенсиям, социальным выплатам и обязательствам внешнего и внутреннего характера“, — очертил нерадостные перспективы председатель правления центробанка. Надо полагать, именно эту бюджетную „прореху“ Кабинет предполагал „залатать“ при помощи НБУ.
„Дыра“ в бюджете по вине правительства — неприятное открытие для украинцев. Но и спекуляции на валютном рынке тоже существенно ударили по бюджету каждой семьи. Как ни посмотри — народ в проигрыше. А политики вдохновенно переводят тему на привычные рельсы взаимных обвинений. По большому счету, в выигрыше окажется та сторона, которая сумеет доказать, что от деяний противника ущерб больше, чем от ее собственных действий/бездействия. Только необходимость „что-то решать“ с экономикой никто не отменял.
Затянуть пояса?
Необходимость исправлять ситуацию возникла не сегодня, да и государственные власти демонстрируют готовность спасти народ прямо сейчас (максимум — через десяток дней) отнюдь не впервые. Девятнадцатого декабря президент установил очередной „дедлайн“ для банков во главе с НБУ. Отрадно уже то, что спекулятивность курса (есть у него политический подтекст или нет — уже другое дело) признают все, и эксперты требуют, чтобы Нацбанк взял на себя ответственность за происходящее в валютной сфере.
Центробанк и Министерство финансов уже успели обнародовать некоторые подробности своего антикризисного плана, за срочную разработку которого они взялись несколько дней назад. Своевременность мероприятия можно оставить за скобками, порой действительно лучше поздно, чем никогда, если от действий будет польза.
Первый блок мероприятий — установка курса. Пока НБУ обещает выходить на рынок с долларом по 8,95 гривны 19 декабря, и 8,7 — 20 декабря. Дальнейшие колебания будут зависеть от аукциона, запланированного на 22 декабря. Второй блок можно условно назвать "кто не успел — тот опоздал": Нацбанк планирует притормозить с эмиссией. Рефинансирование коммерческих банков будет максимально ограничено, учетная ставка и ставка по кредитам „овернайт“ (вечером взяли — утром вернули) повышена и тому подобное. Банкам в эти, пока неопределенные, несколько недель может прийтись непросто — не исключено, что ограничение рефинансирования для слабых игроков окажется критичным. В то же время приостановится насыщение рынка дешевой гривной, что могло бы стабилизировать курс. Кроме того, с межбанка будет выведен такой крупный закупщик валюты, как „Нафтогаз“ — ему продавать доллары будет „лично“ НБУ по персонально ориентированному курсу. И, наконец, третий блок мероприятий напрямую связан со "спекулятивной темой": НБУ планирует выяснить, сколько и с какой целью банки покупали валюту с 1 по 17 декабря. Замеченные в нечистоплотности лишатся лицензий.
Планы Нацбанка и Минфина выглядят как необходимый минимум на первое время, это признает и министр финансов Викто Пинзенык. Во всяком случае, подобные действия продемонстрируют, что НБУ хоть что-то делает — ранее заподозрить его в бурной активности было сложно. К тому же перечень мероприятий показывает, что центробанк все-таки переключился на банкиров, и в ближайшее время недавно модное объяснение: во всем виновато паникующее население — отойдет на второй план.
Обвинять сейчас в колебаниях курса граждан было бы странно. Изъятием депозитов (все еще ограниченным) пояснить потребность физических лиц в огромных валютных массивах трудно. Более того, население сейчас как раз сбрасывает евро-долларовые запасы: кризис — кризисом, а подарки и праздничное застолье отменить сложно. В пользу продажи валюты говорит и небывало высокий курс, тем более что мало кто (кроме разве что правительства, медитирующего на „не больше семи“) рискует прогнозировать дальнейшее поведение валюты.
Кто бы ни выиграл от стремительного падения гривны: „заговорщики“, о которых рассказала премьер, просто предусмотрительные банкиры с хорошими информаторами или экспортеры (которым неустойчивость национальной валюты снова сыграла на руку), — а население может пострадать очень заметно. Причем — по всем фронтам. О проблемах обладателей долларовых кредитов вспоминать как-то невежливо — все равно ничего хорошего рассказать не получится. „Весело“ и тем, кто получает долларовую зарплату в гривневом эквиваленте. Они столкнулись с существованием в стране независящих друг от друга курсов: один — реальный, а другой — в районе пяти гривен, — по которому зарплату пересчитывают. А подорожание импортных товаров раза эдак в два ударит вне зависимости от валюты доходов. Впереди планеты всей традиционно оказались продавцы электроники и бытовой техники (особенно отличились интернет-магазины, которые успели оперативно пересчитать цены по курсу, даже превышающему „психологический червонец“). И если „лихорадка“ продолжится — через некоторое время „подтянутся“ и товары широкого потребления. Причем, реальный курс может существенно измениться (доллар уже пополз вниз), но цены на это обстоятельство „забудут“ обратить внимание. Можно, конечно, по совету правительства, патриотично переключиться на местного производителя, только вряд ли отечественная промышленность покроет все потребности…
Большинство советов, которые дают населению экономисты сводятся к „терпите и не дергайтесь“. Играть на курсе можно, но легко прогореть. Резко конвертировать накопления в материальные блага допустимо, но и это ненадежно: да, завтра вооон та стиральная машина будет стоить дороже, но послезавтра возрастут и повседневные расходы. Зато, утешают прогнозисты, жилье подешевеет. Главное только, чтобы оставались силы радоваться этой новости. А пока остается только расслабиться и получать удовольствие от приближающихся праздников. Хорошо бы еще политики не отвлекались от экономики.