Я не экономист. Я по базовому образованию историк, притом той части мира — Запада, — где кризисы начались давно и повторялись многократно. Поэтому нынешние дискуссии о природе кризиса — и о путях выхода из него — мне что-то сильно напоминают. Такие дискуссии насчитывают много десятилетий, и в их ходе было рождено немало истин.
Конечно, нынешний кризис особенный, отражающий крушение определенной — неолиберальной — модели капитализма, и его масштабы беспрецедентны со времен Великой депрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов. Конечно, полностью с ним справиться удастся тогда, когда воспрянет самая большая в мире экономика, кризис, собственно, и породившая, — американская. Но это не значит, что минимизировать последствия депрессии невозможно в рамках национальных экономических стратегий. Посмотрите на политику тех стран, которые, несмотря на бушующую вокруг мировую стихию, демонстрируют неплохие темпы роста, — Китая, Индии, даже Турции. И вы увидите, что она идет в русле традиционных антикризисных рецептов, которые в последние десятилетия постоянно применялись и давали наибольшие результаты. Их не так много.
1. Оздоровление банков.
2. Стимулирование предложения.
3. Поддержание спроса.
4. Повышение занятости.
Использование этих рецептов особенно эффективно в комплексе и когда у страны есть деньги. А они в России пока есть.
Банковским сектором правительство и Центробанк, надо отдать им должное, занялись при появлении первых языков пламени финансового пожара. В итоге у нас на сегодня самая (если не единственная) стабильная банковская система в Восточной Европе. Но здоровье банков, важное само по себе, дает антикризисный эффект, когда накачанные в них деньги кредитуют производителей и население. У нас же накачка банков ликвидностью осуществлялась без условий и без ограничений на валютные позиции, что привело к массированной скупке ими долларов и евро и обернулось фактическим использованием огромных государственных инъекций для спекулятивной атаки на рубль. Дальнейшее употребление золотовалютных резервов в том же ключе вряд ли целесообразно. Как исторически совершенно не оправданы надежды на сознательность банкиров, которые будут делать то, что им не очень выгодно, только когда у них не будет другого выхода.
Предложение поддерживается в первую очередь низкими учетными ставками, делающими кредит более доступным. Во всех ведущих странах сейчас почти нулевые процентные ставки, намного ниже уровня инфляции. В России сегодня самые высокие ставки из всех крупных экономик, фактически — запретительные. Другой проверенный способ увеличить предложение — снизить налоги. Если банки не способны прокредитовать производителей, им всем надо дать возможность использовать больший объем собственных средств. Небольшое снижение налогов стоит в правительственной повестке дня, это надо делать быстрее и смелее.
Спрос увеличивается прежде всего через стимулирование массового потребления. Речь идет о том, чтобы дать деньги тем категориям населения, которые максимально быстро его потратят, поддерживая отечественных товаропроизводителей. Именно поэтому в периоды кризисов всегда и везде возрастали социальные расходы на поддержку неимущих, безработных, увеличивались пенсии. Нам тоже надо это делать, тем более что такие меры популярны политически и позволяют снизить социальную напряженность. Говорят, это спровоцирует инфляцию. В кризис многое дешевеет, и если не задирать (по малопонятным причинам) цены на ЖКХ и тарифы монополистов, то большой инфляции не будет. Кроме того, история свидетельствует, что в периоды кризисов инфляция — не самое страшное, она тоже работает на рост совокупного спроса. Куда хуже дефляция.
Поддержание занятости имеет прямое отношение и к спросу, и к предложению. Государство должно само создавать большое количество рабочих мест. Обычно — в трудоемких и человекоемких отраслях, в первую голову в сфере развития инфраструктуры. Именно во времена Великой депрессии появились немецкие автобаны и американские хайвеи. Может, и у нас настало время для строительства хоть одной автострады мирового уровня. Или аэропорта.
Занять теряющих работу людей может и мелкий бизнес. Меры по его стимулированию предусмотрены, и они включают выплату небольших сумм (в некоторых регионах их оценивают в пределах 60 тысяч рублей) желающим начать свое дело. Полагаю, это проблему не решит. Только чтобы зарегистрировать и открыть, скажем, торговую точку размером в пять квадратных метров, необходима не только сумма раза в три-четыре большая, но и толстенная пачка разрешений и согласований, а также минимум месяц времени. Более существенным подспорьем, чем размазывание тонким слоем стартового капитала, может стать начало реального воплощения в жизнь давних планов и обещаний облегчить условия регистрации малого бизнеса, ввести принцип «одного окна», сократить количество согласований, регулирующих и контролирующих инстанций. Людям помимо прочего надо просто не мешать, и тогда они помогут и себе, и стране пережить кризис.
И еще об одном громко говорит история. В период кризиса всегда найдутся желающие раскачать лодку. Ни в коем случае нельзя давать им это делать. Кризис куда лучше переживает сплоченное общество.