Ситуация в странах еврозоны, при всей ее серьезности, куда менее отчаянная, чем в восточноевропейских государствах, еще не использующих евро. Восточный фланг Евросоюза погружается в кризис настолько глубокий, что кое-где это уже привело к массовым беспорядкам. Столкновения демонстрантов с полицией, разбитые окна госучреждений, банков и магазинов – всё это пережили не так давно Рига, Вильнюс и София. Западные независимые аналитики называют страны Восточной Европы ЕС и Балтии – наиболее «слабым звеном» мировой экономики.
Восточноевропейский кризис вряд ли можно назвать неожиданным. Экономики бывших соцстран, вступивших в ЕС в 2004 году, не обладают прочным фундаментом, слишком зависимы от западных инвестиций и кредитования. В предшествовавшие кризису годы основной приток капитала в восточноевропейские государства имел вид прямых инвестиций в евро. В итоге они пали жертвой своей чрезмерной задолженности.
В наиболее уязвимом положении окажутся в ближайшее время Венгрия, которая уже получает от Международного валютного фонда /МВФ/ кредитную помощь, а также Польша, Чехия и Словакия. Сейчас этот регион мира столкнулся со все возрастающей нехваткой свежих кредитных средств. Так, в 2007 году приток инвестиций в восточноевропейские страны ЕС и республики Балтии составили 410 млрд долларов США и 67 млрд долларов в 2008 году.
Однако в нынешнем году произойдет отток финансового капитала в размере 61 млрд долларов. Согласно последним данным, эти государства имеют сейчас совокупную внешнюю валютную задолженность в размере 1,5 триллионов долларов США. 90 проц этого долга приходится на банки зоны евро. Аналитик французского банка Би-эн-пи Париба Ханс Редекер видит дальнейшее развитие событий в Восточной Европе по сценарию азиатского кризиса 1998 года, сообщает ИТАР-ТАСС.
Непросто приходится Польше. Это неудивительно для страны, где более 40% экспорта которой приходится на четырех крупных западноевропейских партнеров (Германию, Францию, Италию и Великобританию), которые сами страдают от кризиса. Экономические проблемы западноевропейцев, особенно Великобритании и Ирландии, сказываются и на положении сотен тысяч поляков, работающих в этих странах. Польские экономисты не исключают, что многим из этих людей придется вернуться на родину, где они пополнят число безработных.
Кроме этого ситуация осложняется еще и тем, что европейские банки, которые сейчас получают помощь от государственных бюджетов, не готовы продлевать кредиты, выданные странам Восточной Европы и Балтии, погашение которых приходится на ближайшие месяцы. В целом, государства Восточной Европы и Балтии привлекли на мировом рынке сумму в 1,7 триллионов долларов, при этом большинство кредитов являются краткосрочными.
По подсчетам австрийцев, Латвии, Литве, Эстонии, Венгрии, Румынии, Болгарии понадобится минимум 150 млрд евро, чтобы остановить массовые банкротства или национальные дефолты. В противном случае, коллапс банковских систем этих стран будет неминуем. А если у них начнут один за другим «сыпаться» банки, то это автоматически обрушит и всю банковскую систему Австрии. Далее – везде. Австрия – крупнейший кредитор восточно — и центрально-европейских стран. Общий объем «восточной задолженности» частным банкам Австрии оценивается в 220 млрд евро.
Волнения в Восточной Европе порождают всеобщую панику. Есть опасность смещения правительств, коррумпированность которых уже много лет вызывает нарекания у населения. В Европе эти беспорядки сравнивают с событиями 1960-х и даже 1930-х годов, когда Великая депрессия породила изоляционизм и фашизм. Демонстрации и стычки с полицией в январе наблюдались в Литве, Болгарии, Чехии и Венгрии. В регионе вновь обостряются межнациональные конфликты, особенно после возвращения домой мигрантов, которые остались без работы в Западной Европе.
Получается, что страны Восточной Европы тянут Евросоюз на дно. Нынешняя ситуация отличается от предыдущего кризисного периода – начала 90-х, тогда общество в бывших соцстранах хотя бы было готово переносить тяготы посткоммунистического кризиса во имя цивилизованного европейского будущего.