Новому президенту России Дмитрию Медведеву в наследство достается множество нерешенных экономических проблем. Это уже набившие всем оскомину сырьевая зависимость российской экономики и царящие в ней: монополизм, высокие административные барьеры и коррупция, — порождающие рост цен и препятствующие экономическому росту. С другой стороны, больших стимулов разрешать эти проблемы, пока цены на нефть колеблются у черты в $120 за баррель, вроде бы и нет. Но перед Медведевым неизбежно возникнут еще большие вызовы в экономике, отмахнуться от которых будет нельзя.
Инфляция
Казалось бы, это хроническая болезнь российской экономики, и Россия успешно развивается все последние годы, невзирая на нее. Однако в 2007 году рост цен в России вновь ускорился и достиг почти 12% (при прогнозе 8,5%) по сравнению с 9% в 2006-м. Сейчас в российском правительстве и ЦБ мечтают, чтобы в 2008 году инфляция не превысила 10% (хотя за четыре первые месяца этого года она уже составила 6,3%). Разброс экспертных оценок инфляции в 2008 году составляет от 12% до 18%, а это уровень — угрожающий проведению инвестиций. Этим уже обеспокоился Владимир Путин. Он обратил внимание на «усыхание» из-за инфляции средств Фонда реформирования ЖКХ. Проблема же гораздо шире. Любые инвестиции крайне сложно планировать и проводить при постоянно повышающихся ценах. Между тем, уходящее правительство не смогло разработать комплексной программы борьбы с инфляцией. Напротив, 6 мая, в последний день своей работы, оно утвердило график стремительного роста тарифов естественных монополий до 2011 года, что придаст инфляции дополнительное ускорение.
Сырьевая зависимость
Сейчас, когда мировые цены на нефть уверенно закрепились у отметки $120 за баррель, в существенное падение нефтяных цен верится с трудом. Очень хочется надеяться, что вопреки замедлению экономик США и Европы, и, соответственно, снижению спроса на энергоносители с их стороны, нефтяные цены сильно не упадут. Однако, по наиболее мрачным прогнозам, стагнация в американской экономике может растянуться на два года и перекинуться на Европу. В этом случае значительного снижения стоимости «черного золота» не избежать. Правда, экономические советники правительства не устают повторять о достигнутой в России долгосрочной макроэкономической стабильности. При этом они ссылаются главным образом на накопленные государством — благодаря доходам от экспорта нефти — «подушки безопасности»: в виде резервов ЦБ, а также двух правительственных фондов — резервного и национального благосостояния. Правда, при резком падении нефтяных цен (подчеркнем, что это крайне маловероятный сценарий) «подушек безопасности» хватит только на год-два. После этого упадет курс рубля и реальные доходы населения. Главная же проблема будет состоять в том, что российская обрабатывающая промышленность лишиться заказов в результате свертывания инвестиционных программ из-за падения экспортных доходов. В этом случае российскую экономику сначала ждет «перегрев», т.е. перепроизводство, а затем резкое замедление темпов.
Угроза банковского кризиса
Этот вызов уже стал реальностью, в отличие от гипотетического снижения нефтяных цен. Россия связана с мировой экономикой не только ценами на сырье, но и потоками капитала. За предыдущие благоприятные годы российские банки набрали огромный объем относительно дешевых кредитов на Западе. Но сейчас в условиях разразившегося там банковского кризиса и роста коммерческих процентных ставок, у российских банков возникли большие проблемы с рефинансированием долгов. Им либо вообще не дают денег за границей, либо дают под большие проценты. Причем, если проблемы рефинансирования краткосрочной задолженности решаются благодаря денежным вливаниями ЦБ РФ на финансовом рынке, проблема долгосрочного рефинансирования станет крайне острой уже в этом году. Кроме того, ЦБ РФ, с одной стороны, помогает банкам, вливая ликвидность на финансовый рынок, но, с другой, осложняет им жизнь, повышая свою ставку рефинансирования. Из российского банковского сообщества уже раздаются голоса, что для решения проблем долгосрочного рефинансирования российской банковской системы надо хотя бы частично «раскрыть» фонд национального благосостояния.
Сокращение трудоспособного населения
Возможно, едва ли не самой главной проблемой российской экономики становится нехватка рабочих рук. При этом промышленности не хватает квалифицированной рабочей силы, но еще ост
рее эта проблема стоит в сельском хозяйстве. Там трудоспособное население в результате его бегства в город сокращается наиболее стремительно. Происходит этот исход из села на фоне резкого роста цен на продукцию сельского хозяйства, который стал основным драйвером инфляции в России в 2007-м и 2008-м годах. К тому же, с общим ростом благосостояния населения России стоит забыть о таком своем былом конкурентном преимуществе перед развитыми странами, как дешевая рабочая сила. В этих условиях важнейшей задачей государственной политики должна стать подготовка квалифицированных рабочих кадров и грамотное привлечение в российскую экономику рабочих рук из-за границы, причем тоже квалифицированных.
Необходимость модернизации
Ответ на то, как решить хронические болезни российской экономики, а также достойно ответить на новые глобальные вызовы, известен — инвестировать нефтедоллары в новые технологии и транспортную инфраструктуру. Тогда можно будет избавиться от сырьевой зависимости экономики и не бояться снижения нефтяных цен. При развитии высоких технологий и инфраструктуры даже при относительно малом (по сравнению со странами Азии), но квалифицированном трудоспособном населении можно будет поддерживать высокие темпы прироста ВВП. Зарплаты квалифицированных работников в высокотехнологичных отраслях, естественно, будут высокими, но и отдача от них будет намного выше за счет высокой производительности труда.
Разумеется, успешное развитие высокотехнологичных секторов немыслимо без усиления конкуренции. Сделать это можно, только избавив государство и его чиновников от избыточных функций и полномочий в экономике, чего до сих пор не было сделано. Конкуренция же, по законам рыночной экономики, представляет собой главный инструмент в борьбе с инфляцией.
В России уже созданы первые предпосылки для решения этих задач: учреждены институты развития (Российская венчурная компания, Банк развития и проч.); более года разрабатывается концепция социально-экономического развития России вплоть до 2020 года, предусматривающая переход экономики на инновационный путь развития. Однако пока российские институты развития не заработали в полной мере, а уходящее в отставку правительство так и не предоставило окончательный проект концепции-2020.
Собственная экономическая программа Медведева получила название «Четыре «И»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. Поэтому есть надежда, что новый президент осознает стоящие перед Россией вызовы в экономике куда лучше, чем уходящие администрация и правительство.