В последние месяцы внимание мирового сообщества приковано к борьбе между двумя проектами газопроводов, каждый из которых вполне мог бы претендовать на звание проекта ХХI века, но которые по сути во многом дублируют друг друга. Оба проекта нацелены на поставки газа в Индию (которая не отрицает своего стремления обеспечить национальную экономику углеводородным сырьем) — один из Туркмении, другой — из Ирана.
При этом первый маршрут должен быть проложен через территорию Афганистана (вдоль дороги Герат-Кандагар) и Пакистана (Кветта-Мултан и далее — в индийский Пенджаб), второй — через Пакистан (вдоль побережья Аравийского моря, через порт Гвадар до Навабшаха, далее — в индийский Раджастан). Даже если предположить, что по обоим проектам будут подписаны действенные межправительственные соглашения, вряд ли у заинтересованных государств хватит сил и средств для одновременного строительства двух параллельных газопроводов. Пока (на начало мая 2008 года) окончательный маршрут не определен, поскольку проблема осложнена и тем обстоятельством, что проекты поддерживаются разными потенциальными инвесторами, и здесь уже сталкиваются политические и экономические интересы не только региональных поставщиков и потребителей газа. Условная расстановка сил среди потенциальных инвесторов в газопроводы для Южной Азии скорее напоминает искусственно раскаченный маятник — с попеременным перевесом то в сторону поддерживаемого США Трансафганского газопровода из Туркмении, то в сторону лоббируемого росийским Газпромом маршрута из Ирана. Примечательно, что Индия (главный потенциальный потребитель газа) весьма дальновидно говорит о своей заинтересованности в обоих газопроводах, а Пакистан, также нуждающийся в экспорте газа, не может не следовать ее примеру.
Так, в течение апреля 2008 года можно было наблюдать участившиеся переговоры между Туркменией, Афганистаном, Пакистаном и Индией -странами, заинтересованными в Трансафганском газопроводе, мощность которого оценивается примерно в 30 млрд. кубометров газа в год. При этом переговоры и обсуждение проекта велись не только в Ашхабаде, Кабуле и Исламабаде, но и на саммите стран-членов НАТО, состоявшемся 2-4 апреля в Бухаресте. (Туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов в рамках визита на саммит провел несколько встреч с Хамидом Карзаем, на которых «строны уделили особое внимание вопросам практической реализации проекта газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, подчеркнув его значение как фактора благополучия каждой из стран — участниц проекта и всего региона в целом»). ( 1)
5 апреля в рамках визита в Туркмению вице-президента Индии Хамида Ансари был подписан меморандум о взаимопонимании между нефтегазовыми министерствами двух стран. Одновременно был согласован вопрос присоединения Дели к проекту Трансафганского газопровода — ранее Индия имела лишь статус наблюдателя в рабочей группе. Согласно документу, Индия намерена добывать природный газ в Туркмении и транспортировать его по газопроводу — ранее власти Туркменистана декларировали, что готовы предоставлять лицензии на разведку и добычу нефти и газа только на шельфе Каспия (где, как известно, много спорных вопросов с Ираном и Азербайджаном). Не случайно Хамид Ансари посетил и крупнейшее газовое месторождение Туркмении — Довлетабад, рассматриваемое как источник будущего регионального трубопровода. Правда, это же месторождение предполагается на роль сырьевой базы для экспортного газопровода в Китай — ранее право вести на нем разведку и добычу газа получила китайская компания CNPC. Видимо, проводимая Ашхабадом политика нацелена на усиление на своем газовом рынке конкуренции между Индией и Китаем.
27 апреля 2008 года Туркменистан, Пакистан, Афганистан и Индия подписали рамочное соглашение о строительстве Трансафганского газопровода — это стало итогом завершившихся в Исламабаде переговоров между представителями вышеуказанных стран. Строительство газопровода должно начаться в 2010 году, а первые поставки газа по нему планируются на 2015 год. Стоимость проекта оценивается в 7,6 миллиарда долларов. Длина газопровода составит 1,68 тысячи километров, пропускная способность — 350 миллионов кубометров газа в сутки. Показательно, что буквально на следующий день представители Индии и Пакистана провели переговоры с иранцами о строительстве аналогичного газопровода, который будет доставлять в эти страны газ из Ирана — подробнее см. ниже. Показателен также и тот факт, что «туркменская сторона внесла свои поправки» в проект соглашения. Иными словами, Ашхабад заявил, что впредь будет продавать свой газ по среднеевропейским ценам — точно также как он будет продавать его российскому Газпрому. Следует в этой связи напомнить, что идея строительства Трансафганского газопровода стоимостью в несколько миллиардов долларов существует более 10 лет, однако напряженность в Афганистане препятствовала ее осуществлению.
28-29 апреля состоялся визит в Кабул президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова. Гость оказался в афганской столице на следующий день после совершенного там вооруженного нападения на участников парада — инцидент вновь поставил под вопрос возможность досижения стабильности в Афганистане. Неудивительно, что в совместном коммюнике, подписанном 29 апреля в Кабуле президентами Туркмени и Афганистана, теме Трансафганского газопровода уделено весьма скромное место. «На дипломатическом языке подобные формулировки означают, что что участники проекта стоимостью в 7,6 млрд. долл. не уверены в том, что смогут найти инвесторов для его реализации, срок которой намечен на 2010». (2) И это происходит несмотря на то, что Трансафганский газопровод лоббируют США, которые одновременно пытаются препятствовать строительству газопровода в Индию и Пакистан из Ирана.
Проект газопровода Иран — Пакистан — Индия оценивается в 7,5 млрд долл., ввод его в эксплуатацию планируется на 2013 год. Отметим, что в июле 2007 года переговоры были прерваны, после того как возник спор между Индией и Пакистаном относительно транзитных тарифов. Иран, со своей стороны, не сдает позиций, проводя при этом «многовекторную» политику — расширяет региональные экономические связи не только с Пакистаном и Индией, но и с Россией. Так, Иран активизировал переговоры с Газпромом об участии российского концерна в проектах по добыче нефти и газа в этой стране. В марте иранскую столицу посетил глава Газпрома Алексей Миллер и договорился, что в ходе ответного визита делегации Ирана в Москву могут быть подписаны учредительные документы по совместному освоению месторождения «Южный Парс».
В марте 2008 года Иран заявил, что готов активизировать поставки природного газа в Пакистан с 2011 года. Причем при способности строящегося газопровода впускать 110 млн. кубометров газа в день Пакистану понадобится только 50 млн. кубометров, а другой объем сможет обретать Индия. В ответ и Индия, и Пакистан также активизировали свое внимание к иранскому газу, свидетельством чему явились визиты президента Ирана в эти страны в конце апреля. Напомним, что Иран, располагающий вторыми по величине в мире запасами нефти и природного газа, согласился сбывать газ Индии еще в 1995 году, но стороны так и не смогли достичь договоренности о цене вопроса или о том, сколь Индия должна уплачивать Пакистану за транспортировку голубого топлива через его территорию. План строительства газопровода был заморожен, когда соседи, обладающие ядерным оружием, оказались на пороге войны вслед за тем террористической атаки в индийском парламенте в 2001 году. Теперь же Индия решила восстановить переговоры и с Пакистаном, и с Ираном. Примечательно в этом плане заявление, сделанное министром нефти Индии Мурли Деоры в конце марта 2008 года: «Американцы не сказали нам довольно ясно, что мы не должны помогать или продолжать тот самый проект строительства газопровода. И хотя они и являются нашим самым крупным торговым партнером, но это не означает, что они могут нажимать на нас в плане того, приобретать или не покупать». (3)
Соглашение о строительстве газопровода Иран — Пакистан — Индия было достигнуто 29 апреля 2008 года в ходе кратковременного визита в Исламабад президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, которой провел раздельные переговоры с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом и премьер-министром Юсуфом Разой Гилани. Глава Пакистана отметил, что обе страны уже решили вопросы, связанные с прокладкой газопровода — предполагается, что соглашение о реализации проекта будет подписано в Тегеране после обсуждения и принятия решения о сроках. (4) Общая протяженность трубопровода составит 2300 км. Пропускная способность на первоначальном этапе будет равняться 60 млн куб. м природного газа в сутки, а впоследствии вырастет до 150 млн куб. м.
30 апреля Дели и Тегеран подтвердили намерение обеспечить устойчивую и безопасную работу газопровода Иран-Пакистан-Индия — вопросам реализации проекта было уделено основное внимание в ходе более чем трехчасового обмена мнениями, который состоялся между премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, сделавшим остановку в индийской столице по пути на родину из Шри-Ланки. Как сообщил журналистам секретарь по иностранным делам МИД Индии, «стороны в полной мере воспользовались возможностью, чтобы обсудить весь спектр индийско-иранских отношений, включая экономические и торговые связи, сотрудничество в сфере энергетики». (5)
Еще одна заслуживающая повышенного внимания деталь во внешней политике Тегерана — это восстановление поставок туркменского газа в северные районы Ирана, что свидетельствует о взаимной заинтересованности двух соседей-экспортеров газа в дружбе и стратегической поддержке. У Туркмении Иран ежегодно приобретал 6-8 млрд.кубометров газа для снабжения северных районов, не связанных газопроводной сетью с иранскими месторождениями. Газопровод был перекрыт в декабре 2007 года, когда Ашхабад выставил новые цены с учетом мировой конъюнктуры на энергоресурсы — это вызвало громкий международный скандал. Из-за сбоев в Туркмении Иран прекратил снабжать газом Турцию, после чего отказался от закупок газа в Туркмении. Одновременно недопоставки газа из Центральной Азии ощутил Газпром, перепродающий его через посредников Украине. Соответствующая договоренность о возобновлении поставок была достигнута в результате состоявшейся 19 апреля 2008 года встречи генерального директора Национальной газовой компании Ирана с президентом Туркмении.
Как это не покажется парадоксальным, но та же Туркмения могла бы проявить свою заинтересованность и в строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия, поскольку к этой магистрали вполне реально присоединение газопровода от туркменского месторождения Довлетабад. Так, еще в декабре 1997 года голландская Shell заговорила о возможности транзита туркменского газа через Иран в Пакистан и Индию — в качестве дополнительной ветки или скорее всего альтернативы маршруту трансафганского газопровода. Это произошло после введения в действие газопровода по маршруту Корпедже — Курт-Куи (поставки по которому были прекращены в декабре 2007 и восстановлены в апреле 2008 года). Можно предположить, что в отдаленной перспективе вполне допустимо объединение туркменской и иранской газовых систем в единую магистраль, выходящую и на южноазиатский рынок. К тому времени, когда такая система будет построена, сжиженный газ с отгрузкой в портах Аравийского моря, смогут получать Япония, Китай и Южная Корея. В данном случае выгода непосредственно для Южной Азии очевидна: насыщая относительно дешевым импортным газом свой внутренний рынок, она будет владеть высокоразвитой инфраструктурой, обеспечивающей экспорт газа на рынок внешний. Пока же индийское правительство, активно участвуя в различных проектах и договорах, оставляет за собой право окончательного выбора приоритетного газового направления.
Если вспомнить великие проекты ХХ века, то многие из них также вызывали широкие дискуссии, но так и остались нереализованными. Наиболее наглядный пример — проект переброски Сибирских рек в Центральную Азию для спасения Арала и орошения хлопковых полей. Аральское море с тех пор перешло на режим самовосстановления, а дефицит воды в хлопковых республиках обосновал необходимость более бережного отношения к самой воде вообще и к поливу, в частности. (Это, однако, не исключает возможности возникновения «водных войн»). ( 6) Интересно, что пока идет борьба за центральноазиатский газ в виде выбора маршрутов его перекачки, Китай заключил соглашение о закупках сжиженного газа в Катаре. Так, в середине апреля китайская нефтегазовая корпорация CNPC подписала контракт с корпорациями Qatar Petroleum и Shell на поставку из Катара в Китай ежегодно в общей сложности по 5 млн тонн сжиженного природного газа. Контракты подписаны на 25-летний срок. Другая китайская государственная нефтегазовая корпорация CNOOC также подписала с Катаром контракт о закупке 2 млн тонн газа ежегодно. (7) Напомним, что ранее (в августе 2007 года во время визита в Китай президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова) было заключено соглашение о строительстве газопровода в Китай, начало которого запланировано на 2009 год. Газопровод будет проложен от туркменского месторождения Довлетабад — того самого, которое в апреле 2008 года посетила индийская делагация во главе с Хамидом Ансари. Не оставаясь в стороне, от своего туркменского коллеги, президент Пакистана Первез Мушарраф во время своего визита в КНР в апреле 2008 года, выступил с предложением превратить «трубопровод Иран-Пакистан-Индия в нефтепровод Иран-Пакистан-Китай». (8) Предложение Мушаррафа рассчитано на крайне отдаленную перспективу, в то время как страны Южной Азии уже сейчас испытывают острую нехватку энергоресурсов. В середине апреля 2008 года появились сообщения о массовых беспорядках в Пакистане в связи с отключениями электричества многотысячные толпы возмущенных горожан напали на офис Управления водных и энергетических ресурсов (WAPDA), протестуя против постоянных веерных отключений. ( 9) Не случится ли так, что пока в регионе идет борьба за выбор оптимального газопроводного маршрута, Индия, не отказываясь ни от туркменского, ни от иранского проектов, последует примеру Китая и выберет третий альтернативный путь газификации своей экономики (например, «катарский»)?