Газовые противоречия России и Украины обостряются. Москва по-прежнему отказывается финансировать закачку газа в украинские хранилища, Киев не желает идти на уступки. Эксперты говорят, что заложником ситуации может стать «Газпром», и констатируют неизбежность новых газовых конфликтов, пишет Наталья Грб в сегодняшнем номере газеты КоммерсантЪ.
Очередные переговоры России и Украины по газу не дали результатов. Президент Дмитрий Медведев предупредил ЕС, что риски очередных перебоев с газом появляются уже сейчас, так как Украине нужно закачать в свои подземные хранилища (ПХГ) около 19,5 млрд кубометров газа стоимостью «свыше $4 млрд». «Если у Украины есть деньги, это хорошо, но у нас есть сомнения в платежеспособности страны», — пояснил президент и предложил ЕС найти деньги для Украины. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев уточнил, что ситуация может перерасти в «технологическую проблему». Дело в том, что закладка газа в ПХГ начинается сразу по окончании отопительного сезона в апреле и заканчивается в октябре — с началом нового отопительного сезона. Компрессоры были установлены в ПХГ в 1970-1980 годах в расчете на закачку газа в течение полугодия и не могут работать быстрее.
Премьер Владимир Путин сказал, что Россия уже обращалась к Еврокомиссии с предложением о совместном финансировании закачки газа в ПХГ Украины, но «там ответили, что для Украины финансов нет». Премьер добавил, что с Киевом обсуждался вопрос оплаты закачки газа в ПХГ в счет будущего транзита российского газа в Европу сроком до пяти лет. Но уточнил, что давать деньги не стоит из-за высоких рисков, «связанных с предстоящими президентскими выборами и возможной реорганизацией газотранспортных структур Украины». Как пояснил «Ъ» чиновник, знакомый с ходом переговоров, Россия хочет получить гарантии, что в случае раздела газотранспортной системы (ГТС) Украины на транспортную и сбытовую части (в соответствии с третьим энергопакетом ЕС) преемственность платежей и обязательств будет сохранена.
Но Украина в ответ лишь обостряет возникшие еще в марте противоречия с Россией. Уполномоченный Виктора Ющенко по вопросам энергобезопасности Богдан Соколовский заявил, что работа по выполнению Брюссельской декларации от 23 марта «развивается». Документ предусматривает модернизацию ГТС Украины с участием ЕС. «Активно работает „Нафтогаз Украины“, МИД, формируются все необходимые условия для того, чтобы выполнить предусмотренные в декларации договоренности», — сказал господин Соколовский. Двумя днями ранее он же говорил о планах Украины по вхождению в проект газопровода Nabucco — главного конкурента российского South Stream.
Если раньше газовые кризисы были возможны раз в год, с этого года они стали возможны седьмого числа каждого месяца, когда по контракту Украина должна платить за газ
Аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин считает, что в этой ситуации «Россия точно не станет выдавать рискованные кредиты Украине». Его мнение подтверждается заявлением президента Дмитрия Медведева: «Никаких заверений Россия не давала и давать не будет. Чего это ради? На нашей стороне проблем нет, у нас все в порядке и с газом, и с исполнением наших обязанностей. Заверения пусть дает тот, кто обязан платить за газ».
В то же время, по мнению директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, решать проблему в любом случае придется «Газпрому», потому что в рамках контрактов с европейскими потребителями именно он отвечает за поставки. «Логичный выход — закачка газа „Газпромом“ под наблюдением инспекторов ЕС и с оплатой услуг ПХГ по европейскому тарифу», — полагает эксперт. Сам «Газпром» пока ситуацию не комментирует.
Но поскольку стороны продолжают противостояние, «наиболее вероятным следствием станет третья газовая война», считает Виталий Громадин. С ним согласен директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. «Если раньше газовые кризисы были возможны раз в год, с этого года они стали возможны седьмого числа каждого месяца, когда по контракту Украина должна платить за газ», — отмечает эксперт. По его мнению, вероятность нового конфликта «есть каждый день».