Именно ее дочерней компании Vanco International Ltd. (Бермудские острова, 100% приналежит Vanco Energy Company) передали в пользование участок площадью 12,96 тыс. кв. км., расположенный в экономической зоне Украины в 13 км от береговой линии Керченского полуострова.
Соглашение о распределении продукции сроком на 30 лет было подписано 19 октября прошлого года при непосредственном присутствии на событии президента Ющенко.
О том, как происходил сам конкурс в конце 2005 – в начале 2006 года и каким образом проиграл откровенный фаворит этого конкурса – совместное предприятие при участии таких грандов как Shell и Exxon Mobile (США) можно более детально прочитать в статье Дорошенко «Черное море отдали аутсайдеру мировой нефтедобычи».
После этого Vanco International Ltd. передала все права и обязанности относительно разработки Прикерченского участка компании Vanco Prykerchenska Ltd. (Виргинские острова, 100% принадлежит также Vanco Energy Company).
Но 25 апреля министерство охраны окружающей среды приказом №226 аннулировало лицензию компании Vanco Prykerchenska Ltd. на разработку Прикерченского участка шельфа Черного моря.
Особенности компании
Следует отметить, что президента Ющенко уже не первый раз обвиняют в лоббировании интересов этой американской компании.
В частности, в марте этого года, накануне визита президента США Джоржа Буша, нардеп от фракции Партии регионов Тарас Чорновил заявил: «Сразу после президентских выборов в 2005 г. Президент Ющенко выдал указ с грифом „секретно“. Этот указ предусматривал, что без каких-либо тендеров, передали право (…)компании, которая финансировала избирательную кампанию Буша и которую выгнали из Эквадора (…) … Учитывая, что нигде в Европе этой (…)структуре не давали „зеленый свет“, тогда ее завели на украинский рынок». (С текста изъяты оскорбительные высказывания в адрес компании – Авт.)
Хотя Чорновил не вспомнил тогда название компании, но по данным газеты «Экономические Известия», речь шла именно о Vanco International Ltd.
Конечно, сам по себе факт «высылки» из Эквадора, если он действительно и имел место, ни о чем криминальном еще не свидетельствует – сейчас эта южно-американская страна предложила нефтяным инвесторам получать вообще только по 1% от добычи.
Конечно, Чорновил промолчал, что соглашение с Vanco подписывало именно правительство Януковича. Причем и подписание документа, и выдача лицензии Vanco Prykerchenska Ltd. состоялись в последние месяцы премьерства Януковича. Несмотря на то, что до того профильные министры его правительства (в частности, министр охраны окружающей среды Василий Джарти) обвиняли Vanco в невыполнении условий конкурса.
Интересен другой факт – в более или менее развитых странах Vanco на протяжении последнего десятилетия действительно не работала. В перечне стран, которые в течение этого времени предоставили компании лицензии на разработку недр почти исключительно страны Африки. В частности, сейчас компания работает в Кот-д'Ивуаре, Гане, Экваториальной Гвинее, Габоне, Мадагаскаре.
Второй не менее интересный факт. По данным Houston Business Journal, годовой доход (то есть, не прибыль, а именно оборот) Vanco Energy Company составляет 7,5 млн. долларов.
Руководитель компании Джин ван Дайк обещал инвестировать в разработку Прикерченского участка до 20 млрд. долларов. Разумеется, часть средств для инвестиций можно обеспечить с помощью кредитования и других финансовых механизмов, но все-таки разница в 2667 раз между годовым доходом компании и заявленным объемом инвестиций вызывает обоснованные сомнения относительно реальности выполнения данных обещаний.
Третий интересный факт. Как свидетельствует анализ истории компании, Vanco часто действует как спекулянт. А именно, очень часто после выигрыша тендера компания перепродает часть участия в разработке и добыче нефти другим более сильным и известным компаниям.
Например, в сентябре 2004 года Vanco подписала соглашение с индийской ONGC Videsh о приобретении ею 40% в разработке шельфа возле Кот-д-Ивуара. Тогда же она продала итальянской ENI 40% месторождения в Марокко. В июне 2006 года компания продала 30% участия в разработке и добыче на участке Маюнга возле Мадагаскара британской BG Group.
Фактически, такие действия чем-то напоминают украинскую практику скупки квартир в домах, которые только строятся. Для того, чтобы потом их перепродать (или переуступить) по более высокой цене.
Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что Vanco якобы планировала перепродать права на разработку шельфа российскому „Газпрому“. Такой информации у авторов этой статьи нет. Но есть информация, что в последнее время в сфере продажи прав на разработку участков Vanco активно сотрудничала с другой российской компанией – „ЛУКойл“.
В частности, по информации, которая есть даже на официальном сайте Vanco Energy Company, в 2006 году „ЛУКойл“ выкупил 63% участия в участке в Кот-д'Ивуаре, а в апреле прошлого года купил 56,66% участия еще на трех участках в Кот-д'Ивуаре и Гане.
Вдобавок, в сентябре прошлого года руководитель представительства Vanco в Украине Джин Баум официально подтверждал, что его компания ведет переговоры с несколькими компаниями относительно их участия в распределении продукции Прикерченского участка.
Вдобавок, во время переговоров относительно соглашения о распределении продукции Vanco пыталась предусмотреть возможность уступки права и обязательств Vanco третьему лицу, о котором у Украины наперед не было бы никакой информации.
Заинтересованность российских компаний в разработке шельфа Черного моря подтверждает и неотступность в этом вопросе дочерней компании „РосУкрЭнерго“ — „УкрГаз-Энерго“, которая в прошлом году всерьез претендовала на участие в разработке и добыче энергоносителей на Одесском месторождении Черноморского шельфа.
Конечно, если бы права на Прикерченский участок все-таки были бы перепроданы российской компании, это напрямую угрожало бы возможностям Украины диверсифицировать снабжение нефти и газа и увеличило бы энергетическую зависимость от России, поскольку весь добытый газ планировалось продавать на внутреннем рынке Украины в Запорожской, Донецкой областях и АРК.
Особенности соглашения
Согласно с заключенным соглашением о распределении продукции, до полной компенсации вложенных средств Vanco должна сразу забирать 70% энергоносителей с участка.
Более того, по данным Министерства охраны окружающей среды, с тех 30% энергоносителей, которые оставались, Vanco должна была получать 70% прибыли. То есть реально доля Vanco до возвращения затрат должна была составить не 70%, а фактически около 90% добытых энергоносителей.
Причем этот период погашения затрат не был зафиксирован по срокам. На втором этапе (после компенсации) весь объем продукции должен был делиться по 50%.
В ответ, минэкономики уже разработало законопроект с изменениями в закон „О соглашениях о распределении продукции“, который предусматривает, что доля инвестора в продукции до компенсации затрат не может превышать 30%.
Идея, кстати, возможно и не самая лучшая – ведь по мировой практике более целесообразным является ограничение доходов инвестора не до выхода на прибыльность, а после этого. Так, например, в Азербайджане на первом этапе за инвесторами закреплялось 80% добытой нефти, а после – только 10%. Но обычно во временном промежутке первый этап должен быть довольно жестко ограничен.
Кроме того, на протяжении 2006-2007 годов во время переговоров относительно соглашения Vanco пыталась предусмотреть в тексте документа еще более интересные положения.
В частности, Vanco в проекте соглашения пыталась, как инвестор, самостоятельно, без апробации Украинским государством, принимать решение о производственных программах деятельности и определять коммерческую ценность месторождений. А также закрепить возможность продолжения периодов разведки на неопределенный срок, ограничить государство в праве проведения проверок деятельности инвестора.
Кроме того, Vanco пыталась задержать передачу государству права собственности на имущество, предлагала возложить на государство часть риска при поисковых роботах, который согласно с постоянной международной практикой несет исключительно инвестор.
Снова непрозрачность
События, которые происходят вокруг Vanco, в очередной раз свидетельствуют о непрозрачности процесса принятия решений в энергетической сфере Украины.
Именно на эту проблему, как на главный фактор, который мешает сотрудничеству Украины с Европейским Союзом, с ведущими мировыми энергетическими компаниями, указали представители европейских стран – участники недавней Международной конференции „Новые возможности усиления энергетической безопасности Украины и Европы“, прошедшей 12 мая.
В частности, в своих советах эксперты, готовившие материалы к конференции, предложили такие пути к решению проблемы непрозрачности в сфере разработки и добычи нефти и газа в Украине:
* ввести и предоставить вступление в силу правилам относительно соглашений о распределении продукции,
* усовершенствовать налогообложение и другие условия распределения доходов,
* использовать прозрачные конкурентные процедуры для выдачи лицензий на геологическую разведку и добычу,
* создать механизм, благодаря которому у компании, открывающей месторождение, было право получать лицензии на добычу без новой тендерной процедуры,
* сделать более прозрачными и предсказуемыми процессы выдачи и отзыва лицензий и разрешений.
У экспертов нет иллюзий, относительно того, что в нынешний политической ситуации эти дельные советы не будут приняты к выполнению. В то же время, сохранение нынешнего уровня коррупции в энергетической сфере сделает обозначенные выше угрозы энергетической безопасности страны необратимыми.
Сергей Старицкий, Вадим Шелешко специально для УП