«Россия начала процесс вступления во Всемирную торговую организацию 16 лет назад», — с грустью констатировал генеральный директор госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс на XIII Петербургском экономическом форуме. По его мнению, в связи с затянувшимся переговорным процессом «появляется ощущение безнадежности». Ни одна страна не вела переговоры так долго — даже Китай уложился в 14 лет, поддержал коллегу генеральный директор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов
В 2008 — начале 2009 года тема ВТО вообще сошла на «нет». «Миссия обеспокоена тем, что стремление России вступить в ВТО, по-видимому, ослабевает. А ведь развитие конкуренции и снижение стремления к получению ренты в случае скорейшего вступления в ВТО остаются ключевыми факторами улучшения инвестиционного климата», — еще в начале недели сокрушался глава миссии МВФ в России Пол Томсен.
Но в первый день «кризисного» Петербургского Давоса оказалось, что Россия очень стремится вступить в организацию, а Европа и США буквально ждут не дождутся, когда это произойдет.
По словам замминистра иностранных дел РФ Александра Яковенко, членство в ВТО необходимо Москве для того, чтобы «стать более привлекательной для инвесторов». «Нам необходима отмена поправки Джексона-Вэника в американском законодательстве и вступление России в ВТО», — подтвердил Алексей Мордашов.
«Объем товарооборота между Россией и США в $36 млрд — это несерьезная цифра, — заявил в свою очередь посол США в России Джон Байерли. — И для его увеличения нет более простого пути, чем вступление России в ВТО. Я уверен, что мы увидим вступление России в ВТО очень скоро. Будем надеяться, что уже в этом году».
«Мы заинтересованы во вступлении России в ВТО. Мы должны более тесно взаимодействовать в этом вопросе. Вступление в ВТО России — важный шаг и в сотрудничестве РФ и ЕС», — вторил ему председатель правления A.P. Moller-Maersk Нильс Андерсен. А еврокомиссар по торговле Кэтрин Эштон подчеркнула, что «важно не воздвигать барьеры, а помогать друг другу».
«Свет в конце туннеля» забрезжил после переговоров министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной с комиссаром ЕС по торговле Кэтрин Эштон и торговым представителем США Роном Керком. «Есть ощущение, боюсь сглазить, что мы выходим на договоренности с ЕС. Надеюсь, что завершим основные переговоры по соглашению к концу года», — сказала Набиуллина.
«У нас есть общее понимание тех пробелов, которые необходимо теперь ликвидировать, — в свою очередь констатировала Эштон. — Мы договорились, что присоединение России к ВТО должно быть завершено до конца этого года».
Также до конца года увидеть Россию в рядах ВТО надеется Рональд Кирк. По его словам, в нынешних сложных условиях кризиса надо более агрессивно идти вперед и не препятствовать вступлению России в ВТО. Как убежден Кирк, вступление РФ в торговую организацию необходимо, прежде всего, для того, чтобы создать условия для работы, новые рабочие места.
Правда, обнадеживающие заявления несколько скорректировал глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО Максим Медведков. «С ЕС мы действительно согласовали понимание, что переговоры будут завершены до конца года, – уточнил он. — Но между завершением переговоров и членством в ВТО по чисто технологическим процедурам пройдет как минимум полгода».
В то же время, Россия позволяет себе слегка «подстегнуть» процесс. Как напомнил Чубайс, сейчас идет формирование Таможенного союза России с рядом партнеров по СНГ. «И это может стать альтернативой, — констатировал он. — Ведь, вступив в Таможенный союз, Россия юридически не имеет права быть самостоятельным переговорщиком по ВТО».
Появление таких аргументов свидетельствует об искренности желания России вступить в ВТО незамедлительно — как и даты следующих раундов переговоров: рабочая группа по вступлению России в ВТО будет заседать 15-16 июня, а Набиуллина и Эштон встретятся 24-25 июня.
Чтобы ответить на вопрос, почему вдруг Россия так заторопилась в ВТО, достаточно вспомнить, что происходило в экономике страны за последние месяцы. Представители всех отраслей выстроились в очередь за господдержкой. Денег у государства просит даже загруженный иностранными заказами на годы вперед ОПК, а нефте — и газодобывающие компании, экономя на геологоразведке, работают на небесконечных запасах разведанных еще в советское время месторождений. Народ замер в страхе перед следующей волной увольнений.
При этом президент РФ Дмитрий Медведев признал, что не очень верит экспертам, которые считают, что кризис уже достиг дна. «Если бы от этого зависело реальное положение дел, я готов был бы подписать указ о том, что дно кризиса достигнуто, мы на нем стоим», — пошутил Медведев. «Если вы найдете человека, который даст простой и четкий ответ на этот вопрос (когда кончится кризис), то держитесь от него подальше », — предостерегает Анатолий Чубайс.
Конечно, можно много говорить про грядущий инновационный путь развития России. Но, например, по оценкам директора Фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад» Владимира Княгинина, в ближайший перспективе инновационный драйв российская экономика может получить только в сферах индустрии здоровья, когнитивных технологиях, альтернативной энергетике и сфере новых стройматериалов. То есть никак в макроэкономических сегментах. А, значит, быстрого экономического подъема ожидать не приходится.
Отсюда и появляется новая, более приближенная к реальности стратегия вывода страны из кризиса — постепенно снять таможенные барьеры. Конечно, европейские товары тут же вытеснят львиную долю отечественных. Зато параллельно уменьшится число директоров, стоящих в очереди за госпомощью. При этом инвестиционная привлекательность России увеличится, и, благодаря более дешевой рабочей силе, в страну пойдут западный капитал и технологии. И тогда население сможет регулярно получать зарплату. По сути, это очередной НЭП.
Кстати, в день открытия Петербургского экономического форума вышел в российский прокат фильм «Терминатор. Да придет спаситель». Возможно, именно ВТО станет спасителем экономики РФ.